Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Если граждане говорят, что не видят, куда тратятся деньги – они чаще правы»: Роман Казаков о проблемах ЖКХ в Красноярском крае


Роман Казаков рассказал о механизме предельного индекса, по которому рассчитывается подорожание услуг. Во многих районах края – это 4%, в Красноярске и Канске – 6,7%:

«Важно, насколько государство защищает граждан от роста тарифов. Механизм предельного индекса, который есть в любом регионе, он позволяет компенсировать гражданам рост тарифов. То есть у предприятия тариф может вырасти в 2 раза, но если у нас есть предельный индекс – это та величина, на которую может вырасти плата. Что именно рассматривается в качестве базы для расчета – последний месяц истекшего года. То есть мы берем всю сумму в рублях, которая была в декабре прошлого года по коммунальным услугам. Ее индексируем на то, какой получился платеж. Если мы получаем, что у нас выросло больше, чем на 6,7% для Красноярска, в этом случае правительство Красноярского края должно за счет бюджета такую компенсацию предоставить».

Эксперт отметил, что если вырастет плата не только за воду и свет, но и жилищные услуги, их качество при этом лучше не станет:

«Политика последних десятков лет государства заключается в том, чтобы поддерживать на определенном уровне общее состояние коммунального комплекса, то есть не позволяя ему максимально деградировать. В жилищных услугах все по-другому. Управляющие компании в Красноярске есть разные. Есть те, которым даже нынешние средства, которые предоставляются в распоряжение, предоставлять необязательно. Дело в том, что это организации, которые получаемые денежные средства используют не по назначению. И, когда граждане говорят, что не видят, куда тратятся деньги, они в большинстве случаев правы. Потому что эти организации занимаются уборкой придомовой территории, мытьем лестничных клеток и на этом все. Если есть обязательства – проводятся и дератизация, и дезинсекция. Но ремонтов нет».

Казаков напомнил об уголовных делах, которые были заведены на красноярские УК:

«Мы видели неоднократно уголовные дела в отношении руководителей компаний – благо, они перестали существовать на рынке. Их было 8, и связаны они были с одними и теми же лицами. Но эти компании занимались как раз тем, что получаемые от жителей денежные средства потратили на свои нужды. Никаким образом не выполняя обязательств, которые взяли по договору. Поэтому, что касается рынка жилищного, с точки зрения обеспеченности тарифами, все зависит от отдельно взятого многоквартирного дома. Каждая УК должна приходить к жителям, предлагать им тариф, который обеспечил бы все их потребности, и потом за эти деньги отчитываться».

В нынешних экономических условиях власть не может полностью контролировать деятельность управляющих компаний, отметил специалист. Все из-за того, что они относятся к организациям малого и среднего бизнеса:

«Все вопросы на сегодняшний день должны быть направлены к законодательной власти, причем к федеральной. Дело в том, что регламенты управления деятельностью по жилищно-коммунальному хозяйству и жилищной сфере в частности лежат в поле зрения федеральных полномочий. Если законодательная власть – Госдума, Совет Федерации – ни коем образом не позволяют людям на местах и правоохранительным органам, может, исполнительной власти, реализовывать эти полномочия, то никаких действий в принципе не может быть предпринято. Что мы имеем на сегодняшний день: служба Стройнадзора не может проводить проверки в отношении управляющей компании. Проверки возможны только в том случае, если есть угроза жизни и здоровью граждан. Если ее нет, прокуратура не согласует такую проверку, она проведена не будет».

Кроме того, Стройнадзор в принципе не может проверять финансово-хозяйственную деятельность управляющих компаний:

«Стройнадзор проверяет исключительно содержание многоквартирного дома и исполнение договора управления в части безопасности и комфорта проживания. Если есть признаки какого-то правонарушения или преступления в части финансово-хозяйственной деятельности, проверки могут проводить надзорные органы в лице прокуратуры или правоохранительные органы – полиция и соответствующие подразделения.

Если УК никоим образом не реагирует на запросы граждан по проведению ремонтных работ, то это первый звоночек задаться вопросом: “Что происходит?” и адресовать этот вопрос управляющей организации. Очевидно, что любая нормальная УК заинтересована в том, чтобы жители многоквартирного дома, которые являются ее клиентами и ежемесячно оплачивают ее услуги, были довольны, чтоб они никуда не ушли. Если УК не действует в интересах жителей, очевидно, на это есть какие-то причины. То есть, грубо говоря, если мы видим, что в многоквартирном доме нет ремонта, хотя жители проводили общее собрание, утвердили смету, согласовали все необходимые работы, а от УК нет реакции – здесь уже можно задать вопрос, где деньги и, может, этими средствами уже распорядились иным образом».

Роман Казаков также рассказал о средствах целевого назначения и назвал этот вопрос болезненным для всей России:

«Дело в том, что это же проблема не только нашего края или отдельно взятой УК. В этом поле работают 50 тысяч управляющих компаний с небольшим, по всей стране. По всем УК этот вопрос возникает. Что является деньгами целевого назначения? Когда у нас нет прямых договоров и расчеты за услуги идут через УК, деньги целевого назначения здесь – это деньги за отопление и воду. Если эти деньги будут направлены не по ресурсоснабжающей организации, то в отношении управляющей организации тут же проведут проверку и с большой долей будет возбуждено уголовное дело, которое, как показывает практика, дойдет до суда и будет приговор. Если говорить про прямые платежи, то эти деньги и есть целевые.

Аналогичная практика сейчас распространяется на деньги по коммунальному ресурсу на содержание общедомового имущества – вода, которой моют пол, электроэнергия, которая обеспечивает свет в подъезде и на клетках, а также работу лифта. Эти деньги тоже признаются целевыми, и если они не направляются адресату, то у правоохранительных органов тоже возникает большое количество вопросов. Проблема заключается в том, что в Красноярске и в других районах и даже регионах сложилась практика, что мы в структуру платы за жилищную услугу авансируем так называемые работы по текущему ремонту. То есть мы УК ежемесячно перечисляем чуть больше, чтобы нам накопить какую-то сумму и в перспективе ей распорядиться. Вот относительно этих средств возникают споры и препирательства».

Самое правильное, что могут сделать собственники – сменить УК, уверен эксперт:

«В Красноярске 2 сотни управляющих компаний. Выбрать есть из кого: есть хорошие, есть средние, есть совсем плохие – по рейтингу. Как сменить? Первое – провести общее собрание собственников, документы предоставить в Стройнадзор. В уме держим, что если УК приносит какие-то деньги, то просто так ее постараются не отпустить – постараются учинить какие-то препятствия. Здесь нужно со всеми соседями проработать вопрос, чтобы, когда будет запущено второе собрание о сохранении договора с УК, они никаких действий в части голосования не принимали, либо голосовали против. Таким образом мы легитимность этого собрания обнуляем и никаких действий с документами предпринять не можем.

Второй вариант, когда эти документы будут УК нарисованы. То есть УК пойдет на преступления – такие уголовные дела возбуждаются по все стране десятками – здесь возможно обратиться в Стройнадзор, чтобы проверить наличие вашей подписи в документах, подделали ли ее, либо, если инициатор собрания числится инициатором, а он никакого отношения не имеет, в этом случае он может обратиться в прокуратуру. Она организует проверку, по ее результатам служба Стройнадзора сможет признать недействительным такой протокол. Такой вариант появился совсем недавно».

При этом собственники могут забрать свои средства в управляющей компании, пока она не будет признана банкротом.

«Благодаря СМИ, общественным организациям, которые активно занимаются этим вопросом, нам повезло, что в договорах управления домами указан пункт, что денежные средства, которые УК не потратила на содержание общего имущества, они могут быть использованы по усмотрению граждан. То есть, если есть остаток и мы расторгаем договор с УК, это значит, что мы можем направить претензию, чтоб вернули деньги. Если ее добровольно не выполняют, то в этом случае можно обратиться в суд».


Напомним, с 1 июля в Красноярске выросла плата за жилищно-коммунальные услуги. Подорожало отопление, холодная и горячая вода, электричество и прочее. Утвержден и предельный индекс роста коммунальных платежей. Как изменятся тарифы – в материале «ТВК Красноярск».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене

Поделиться этим материалом в социальных сетях и мессенджерах