Дата
Автор
Дмитрий Колезев
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Мы наблюдаем конец российской космонавтики». Павел Лузин — о последствиях ухода России с МКС


Новый директор «Роскосмоса» Юрий Борисов на встрече с Владимиром Путиным заявил, что Россия выйдет из программы Международной космической станции после 2024 года и будет развивать свою собственную орбитальную станцию «РОСС». Насколько это реально? Что будет с российской космонавтикой в условиях санкций? Republic попросил прокомментировать происходящее эксперта Павла Лузина.

Павел Лузин:

— В 2020 году NASA сообщала, что обе стороны, США и Россия, пришли к выводу, что станция может эксплуатироваться до 2030 года. В предыдущие годы и десятилетия Россия всегда выступала за продление работы МКС. До начала войны я был уверен, что Россия продолжит этот курс — выжать из станции максимум возможного. Даже если заявляли, что после 2025 года станция начнет сыпаться, что она не рассчитана на такой срок, то эта риторика была связана прежде всего с попыткой выторговать у США что-нибудь в космосе.

В первую очередь — деньги, потому что российская космонавтика с 1992 до 2020 года сильно зависела от американских денег. И модули на МКС, и даже последний модуль станции «Мир» строились на американские деньги. Контракт на поставку ракетных двигателей РД-180 для ракеты «Атлас-5» давал очень много, поддерживал на плаву НПО «Энергомаш». Американцы и европейцы хорошо платили за места в космическом корабле «Союз», цена доросла почти до 90 млн долларов США за одно место. При том, что стоимость всего корабля «Союз» и ракеты-носителя к нему оценивалась примерно в 70 миллионов долларов.

Те несколько миллиардов долларов, которые Россия получила от США только за места в корабле «Союз», была огромной помощью для российской гражданской космической программы.

Кроме того, Россия очень хотела участвовать в проекте американской окололунной станции Gateway. Но хотела это делать на своих условиях — чтобы Россия была на этой станции таким же равным партнером, как и на МКС. Чтобы она могла поставить для нее модули и хотя бы стыковочный узел в соответствии с тем, что она может произвести, а не в соответствии с американскими технологическими стандартами, которые со времен начала проекта МКС, с 1990-х годов, ушли далеко вперед. Российская космическая отрасль просто не в состоянии производить что-либо по американским стандартам.

Ничего этого сделать не получилось. Американцы перестали покупать места в корабле «Союз» и двигатели РД-180. Единственный, кто их покупает — это компания Northrop Grumman для своей ракеты-носителя «Антарес», которая доставляет на МКС космический корабль Cygnus. Она покупает небольшое количество российских двигателей РД-181. Но погоды для «Энергомаша» это не делает.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.