«Безумие стало удобным предлогом, позволявшим репрессировать инакомыслящих»

Истоки карательной психиатрии: историк Михаил Велижев — о том, как в эпоху Николая I политически неблагонадежных подданных объявляли сумасшедшими
Новая книга известного филолога, историка культуры и автора Republic Михаила Велижева «Чаадаевское дело: идеология, риторика и государственная власть в николаевской России» (готовится к печати в издательстве Новое литературное обозрение) посвящена судьбе философа и публициста Петра Яковлевича Чаадаева (1794–1856), автора знаменитых «Философических писем» — одного из самых значительных памятников русской политической мысли.
Публикация первого из этих писем в журнале «Телескоп» в 1836 году вызвала негодование Николая I: Чаадаев описывал «мрачное и тусклое существование» России, лишенное всякого внутреннего развития — в отличие от стран Европы, построенных на идеях долга, справедливости, права и порядка.
Царь назвал чаадаевскую статью «смесью дерзостной бессмыслицы, достойной ума лишенного». Журнал «Телескоп» был закрыт, его издатель Николай Надеждин отправлен в ссылку, а сам Чаадаев — в полном соответствии с высочайшей характеристикой — объявлен сумасшедшим.
В отрывке из главы «Безумие, закон и неопатримониальные практики правоприменения в России», который мы публикуем с любезного разрешения издательства, автор книги показывает, как в России первой половины XIX века относились к душевнобольным и как «объявление ума лишенным» стало удобным инструментом политических репрессий.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic
Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]