Дата
Автор
Евгений Карасюк
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Я как европейский гражданин вряд ли попаду в этот список». Хроники госкапитализма


Российские бизнес-элиты, попавшие под санкции, не оставляют попыток оспорить их в западных судах. На неделе очередным — и явно не последним — участником списка таких истцов оказался миллиардер Александр Абрамов. Бизнесмен требует снять с него санкции, которые были введены Австралией в середине апреля (по словам адвоката, ответчицей по иску выступает экс-министр иностранных дел, а ныне австралийский сенатор Марис Пейн). Утверждается, что санкции нанесли серьезный ущерб репутации миллиардера, а юридические последствия привели к финансовым потерям — негативно сказавшись на сделках Абрамова в Новой Зеландии.

Абрамов, совладелец горно-металлургического холдинга Evraz, является партнером Романа Абрамовича, который тоже активно тратит деньги на адвокатов — делая это наряду с Петром Авеным, Алишером Усмановым, Михаилом Фридманом, Игорем Шуваловым, Геннадием Тимченко и другими. В середине июля Bloomberg сообщил, что всего около трех десятков влиятельных россиян обратились в суд и еще около 10 человек — напрямую в ЕС с требованием снять с них ограничения. Юристы надеются убедить суд, что санкции в отношении их клиентов могли быть введены без веских на то оснований.

Разумеется, у каждого своя стратегия. Сооснователь «Альфа-групп» Михаил Фридман и бывший руководитель Альфа-банка Петр Авен намерены доказать, что не имеют отношение к секторам экономики, которые «обеспечивают значительный источник дохода для правительства Российской Федерации», выяснила The Wall Street Journal.

Петр Авен / kremlin.ru

Роман Абрамович, с прошлого года обладатель португальского паспорта, напирает на то, что санкции нарушают его «основные права, защищаемые ЕС, членом которого является Португалия». По данным издания, он добивается возмещения причиненного ему ущерба, а полученные средства готов перечислить в благотворительный фонд в помощь «жертвам военных действий».

Алишер Усманов и его сестра Гульбахар Исмаилова, в свою очередь, пытаются доказать, что не поддерживали «спецоперацию» и требуют выплатить им $20 тысяч для покрытия судебных издержек.

Геннадий Тимченко и Аркадий Ротенберг / kremlin.ru

В своем решении наложить санкции европейские власти ошибаются в оценке отношений Геннадия Тимченко с президентом Владимиром Путиным, настаивают адвокаты бизнесмена («Мы знакомы уже много лет, периодически встречаемся, — рассказывал сам Тимченко в своем первом интервью русскому Forbes десятилетней давности). Кроме того, у Тимченко, как и у Абрамовича, есть второе гражданство европейской страны — Финляндии.

«Я как европейский гражданин вряд ли попаду в этот список [персональных санкций ЕС], — заявил бизнесмен в 2015 году. — Как европейский гражданин я буду требовать, на каких основаниях меня включили в этот список. Я боюсь, что им нечем будет ответить, поэтому суд любой в Европе я выиграю».

Вводя санкции против олигархов и руководителей крупных российских госкомпаний власти США, стран Евросоюза и других государств рассчитывали (и, видимо, до сих пор рассчитывают) посеять смуту, увеличить внутреннее давление на Кремль, максимально повысить цену сотрудничества с режимом. И с учетом финансовых потерь, которые в этом случае несут богатейшие люди страны, нельзя не признать, что в подобном плане есть своя логика и смысл. Нет в нем лишь одного — понимания, «как устроена Россия», растолковывал Михаил Фридман западным журналистам еще в марте:

«Если ответственные лица в ЕС считают, что из-за санкций я могу подойти к господину Путину и сказать ему, чтобы он прекратил военные действия, и это сработает, то, боюсь, у нас у всех большие проблемы».

Михаил Фридман и Алишер Усманов / kremlin.ru

Остается только судиться. Однако и здесь шансы на победу не стоит преувеличивать, учитывая опыт предыдущих исков подобного рода (от Аркадия Ротенберга или Олега Дерипаски), международную репутацию России и ее истеблишмента после 24 февраля. Характерно, что британские юридические фирмы, которые прежде зарабатывали состояния на российских делах (Высокий суд Лондона, как известно, пользовался особой популярностью у истцов из РФ), теперь подходят к ним с предельной осторожностью, тщательно проверяя клиентов — независимо от того, под санкциями те или нет. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госселекция. «Мы все время жили на иностранных семенах»

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.