Дата
Автор
Василий Легейдо
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Немецкие евреи ищут по всему миру и понимают, что для них больше не осталось места». Как мир игнорировал беженцев из Третьего рейха из страха перед пятой колонной и миграционным кризисом


В июле 1938 года представители 32 наций собрались в известном минеральной водой городке Эвиан на южном берегу Женевского озера во Франции. Конференцию предложил собрать президент США Франклин Рузвельт. Главный вопрос на повестке дня — неизбежный массовый приток иностранцев (в основном евреев) из Германии и аннексированной четырьмя месяцами раньше Австрии.

Неугодные граждане Третьего рейха разъезжались по другим странам и континентам последние пять лет — обстановка для них из-за происхождения, политических взглядов или мировоззрения становилась все более напряженной. Между 1933-м и 1937-м годами Германию покинули примерно 130 тысяч евреев. Самыми популярными направлениями для беженцев оказывались Палестина, Южная Африка и Латинская Америка. Переселенцы из восточноевропейских государств массово возвращались в родные края. К ним присоединялись те, кто не хотел бежать от Гитлера на другой континент.

Впрочем, до недавнего времени многие по-прежнему надеялись на улучшение ситуации и предпочитали «перетерпеть», вместо того чтобы бросать страну, которую они считали домом, и отправляться в неизвестность. Однако все более агрессивная риторика Гитлера и других лидеров НСДАП в отношении евреев, а также направленная на экспансию внешняя политика почти не оставляли сомнений в том, что нападки на «неправильных» немцев скоро приобретут систематический характер. Те, кому в Германии теперь грозили любые напасти от незаконного ареста и захвата бизнеса до оскорблений, унижений и избиений, захотели обезопасить себя и близких.

Незадолго до начала конференции в The New York Times появился репортаж о 400 беженцах из Австрии, которые несколько недель дрейфовали на барже по Дунаю. За это время они проплыли вдоль берегов трех государств, но из-за законов о въезде не смогли высадиться. Люди зависли между страной, откуда их выгнали, и странами, куда их не хотели пускать.

«Человеческие обломки в международном потоке, — говорилось в статье NYT. — Они с драматической буквальностью символизировали необходимость как можно скорее решить назревшую проблему беженцев».

Именно эта задача и стояла перед участниками конференции. Они собирались придумать, как поступать с иммигрантами: примерно 400 тысячами немецких и 600 тысячами австрийских евреев, католиками неарийского происхождения, а также противниками режимов Муссолини и Франко. Ограничивая их поток, они фактически обрекали тысячи людей на трагическое будущее при фюрере и его единомышленниках. Пуская всех желающих — рисковали социальной и экономической стабильностью своих государств. Политики переживали, что вместе с беженцами запустят шпионов и невольно поспособствуют подготовке вторжения.

«Немецкие евреи ищут по всему миру и понимают, что для них больше не осталось места», — написала в 1937 году мать Анны Франк Эдит.

Эвианскую конференцию анонсировали как мероприятие, необходимое для выработки единой позиции и оптимальных мер, но ее главным лейтмотивом стало нежелание почти всех участников брать на себя ответственность и усложнять обстановку в своих странах. После возвышенных приветственных речей дипломаты почти два дня выбирали председателя — каждый боялся, что в случае провала его имя станет нарицательным и всегда будет ассоциироваться с неудачей. Многие подозревали, что провал неизбежен — несмотря на красивые слова о тяготах жертв репрессий, решение, которое удовлетворило бы всех, казалось невозможным. Собравшимся предстояло либо рискнуть комфортным положением и пустить иммигрантов, либо закрыть глаза на этический аспект, выразить формальные слова поддержки и занять отстраненную позицию.

Они выбрали второй вариант.

Эвианская конференция (1938)

Wikipedia

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.