Дата
Автор
Анна Павлова, Максим Литаврин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Это настолько бредово, что этого не произойдет». Washington Post рассказала, как западные страны полгода готовились к войне в Украине

Российские военные маршируют во время акции в поддержку солдат, участвовавших в войне в Украине, июль 2022 года. Фото: Alexandr Kulikov / AP

Газета Washington Post опубликовала большую — около 60 тысяч знаков — статью о том, как западные страны готовились к российскому вторжению в Украину и одновременно не верили в его реальность. Для статьи «Дорога к войне» издание поговорило с десятком политиков, чиновниками администрации президента США Джо Байдена и другими официальными лицами. Они утверждают, что американская разведка знала точные детали готовящегося нападения еще за полгода; все это время США пытались доказать союзникам правдивость этих разведданных, подготовить к войне Украину и одновременно убедить Россию не нападать. «Медиазона» публикует краткий пересказ статьи.

«Это не было похоже на то, что могла бы предпринять разумная страна». Начало кризиса

Весной 2021 года Россия начала стягивать войска к границам с Украиной, однако ситуация разрешилась: Джо Байден позвонил Владимиру Путину, а затем президенты США и России встретились в Женеве. «[После встречи] мы сели в самолет и улетели домой, не думая, что мир находится на грани большой войны в Европе», — сказал Washington Post один из помощников Байдена.

Меньше чем через месяц Путин опубликовал программную статью «Об историческом единстве русских и украинцев», в которой доказывал, что современная Украина «создавалась за счет исторической России», а «подлинная суверенность Украины возможна именно в партнерстве с Россией».

Разведка США отнеслась к этой статье серьезно, а в октябре 2021 года в Белом доме прошло совещание, где Байдену подробно — с картами, спутниковыми снимками и другими данными — рассказали, что Путин уже решился на полномасштабное вторжение. По словам американских чиновников, шпионы проникли в политическое руководство России, спецслужбы и вооруженные силы — от высших эшелонов до линии фронта.

Если верить Washington Post, еще осенью американская разведка предсказала ход боевых действий в Украине вплоть до деталей вроде высадки десанта в Гостомеле. Байдену доложили, что российские войска зайдут с севера по обе стороны от Киева — через Чернигов и возле зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, чтобы взять украинскую столицу в клещи и захватить ее через три-четыре дня. Президента Украины Владимира Зеленского планировалось сместить или даже убить в случае необходимости, а затем посадить в Киеве марионеточное правительство и собрать под его властью всю страну, за исключением западных областей, где, по мнению Путина, живут «неисправимые неонацистские русофобы».

«Это не было похоже на то, что могла бы предпринять разумная страна», — сказал позже один из участников брифинга у Байдена. Его поразили планы оккупировать территорию с населением 45 млн человек, большинство из которых абсолютно не настроены пророссийски.

По данным аналитиков, Путин рассчитывал на громкий, но неэффективный с практической точки зрения ответ Запада. Свое окно возможностей он видел в тяжелом положении союзников: США только ушли из Афганистана и едва оправились от пандемии, Ангела Меркель покидала свой пост, Эмманюэлю Макрону необходимо было переизбраться, а Британия переживала экономический спад после Брексита.

Кроме того, аналитики скептически относились к возможностям Украины сражаться с Россией. Подготовка украинских военных и поставки оружия были заточены не на то, чтобы помочь отразить военную агрессию, а скорее на то, чтобы организовать сопротивление на уже захваченных территориях. Киев должен был пасть — не так быстро, как рассчитывало руководство России, но все же пасть, заключили американцы.

«Ребята, копайте окопы!». Переговоры с Россией и Украиной

В ноябре директор ЦРУ Уильям Бернс приехал в Москву и по прямой телефонной линии поговорил с Путиным, который находился в Сочи. Во время разговора Путин повторил свои тезисы о расширении НАТО, угрозе безопасности России и нелегитимном руководстве в Украине. В ответ Бернс предупредил, что США известно о российском плане вторжения, и оставил Путину письмо от Байдена, в котором американский президент пообещал, что Россия заплатит огромную цену за вторжение.

Следом Бернс встретился с членом Совета безопасности Николаем Патрушевым. «Уровень моей озабоченности повысился, а не снизился», — сообщил глава разведки Байдену после этих встреч.

Пока Бернс разговаривал с Путиным, госсекретарь США Энтони Блинкен в кулуарах форума по изменению климата в Глазго рассказал о готовящемся вторжении президенту Украины Зеленскому. «Мы были только вдвоем, меньше метра друг от друга. Это был трудный разговор», — вспоминал Блинкен.

Госсекретарь рассказывает, что Зеленский отнесся к предупреждению серьезно, хотя и не поверил в возможность войны до конца — украинцы уже видели российские провокации в прошлом. Кроме того, украинский президент беспокоился об экономическом коллапсе, который начнется в стране из-за паники перед войной. По словам главы украинского МИД Дмитрия Кулебы, американцы почти не предоставляли конкретных разведданных, «пока до начала вторжения не оставалось четыре или пять дней».

Менее чем через две недели после встречи в Глазго, когда Кулеба и глава администрации Зеленского Андрей Ермак посетили Госдепартамент в Вашингтоне, высокопоставленный американский чиновник встретил их с улыбкой на лице и чашкой кофе. «Ребята, копайте окопы!» — начал он разговор.

Сожженный российский танк в Киеве, 30 июля 2022 года. Фото: David Goldman / AP

«Американская разведка не считалась надежным источником». Переговоры с союзниками

В конце октября Байден поделился некоторыми выводами своей разведки с ключевыми союзниками США — лидерами Великобритании, Франции и Германии. В середине ноября информацию донесли до более широкого круга союзников по НАТО.

Берлин и Париж поначалу отнеслись к данным американской разведки скептически. Отчасти это было связано с репутацией ЦРУ после вторжения в Ирак и войны в Афганистане. «Американская разведка не считалась надежным источником. Бытовало мнение, что она склонна к политическим манипуляциям», — цитирует Washington Post французского эксперта по безопасности Франсуа Эйсбура.

Европейские политики разделились на три лагеря, которые — в общих чертах — сохраняются до сих пор. Страны Западной Европы были уверены, что Путин стягивает войска для запугивания и попытки торга. «Он не собирается вторгаться, это безумие», — цитирует их позицию неназванный американский чиновник. Члены НАТО в Восточной и Юго-Восточной Европе были уверены, что Путин может пойти на вторжение, но оно будет не таким масштабным — что-то вроде 2014 года. В вероятность полномасштабного вторжения сразу поверили Великобритания и страны Балтии.

«Русские не занимались дипломатией». Последний шанс на переговоры с Россией и поставки оружия

В начале января заместитель госсекретаря Венди Шерман встретилась в Женеве со своим российским коллегой Сергеем Рябковым. Он повторил российские требования: прекратить расширение НАТО на восток и любую деятельность в государствах, которые присоединились к альянсу после 1997 года, включая Польшу, Румынию, Болгарию и страны Балтии.

Американцы, в свою очередь, предложили обсудить меры безопасности, включая размещение войск и вооружений на восточных рубежах НАТО вдоль границы с Россией. Рябков сказал Шерман, что Россия разочарована американской позицией.

Как пишет Washington Post, Белый дом рассматривал встречу Шерман с Рябковым как попытку проверить, насколько Москва готова решить конфликт дипломатическим путем. «Думаю, довольно быстро стало ясно, что [русские] создавали видимость дипломатии, а не занимались дипломатией на самом деле», — сказала Washington Post Эмили Хорн, пресс-секретарь Совета национальной безопасности США.

В декабре Байден подписал указ о передаче Украине вооружений на дополнительные 200 млн долларов, хотя многие в Конгрессе и в Украине считали, что этого явно недостаточно. Неназванный американский чиновник, участвовавший в принятии этого решения, объяснил логику байденовской администрации: Россия собиралась напасть на Украину вне зависимости от того, что делали союзники и сколько оружия ей бы передали.

«Не было веры, что Украина сможет выстоять». Встречи в Киеве и отказ Зеленского уехать

В конце 2021 года США решились обнародовать некоторые из «наиболее чувствительных сведений» разведки, чтобы убедить мир в готовящемся нападении.

В начале декабря Белый дом опубликовал спутниковые снимки, карту с позициями российских войск и анализ их перемещения. В документе говорилось, что Россия планировала «масштабные перемещения» 100 батальонных тактических групп (БТГ), включающих до 175 тысяч военнослужащих. Также, по данным американской разведки, Россия планировала операции «под чужим флагом»: инсценировку нападения со стороны Украины.

12 января директор ЦРУ Уильям Бернс встретился с Зеленским, чтобы раскрыть планы Кремля: молниеносный удар по Киеву и убийство президента Украины. Бернс сказал, что Зеленский должен серьезно относиться к личной безопасности, но тот не поддался призывам перевести правительство в другое место и настаивал, что нельзя наводить панику.

«Вы не можете просто сказать мне: "Слушай, ты должен начать готовить людей сейчас и сказать им, что они должны откладывать деньги, запасаться едой", — вспоминал Зеленский. — Если бы мы так сказали — а этого хотели некоторые люди, которых я не буду называть, — то с октября прошлого года я бы терял 7 млрд долларов в месяц, а в момент, когда русские напали, они бы взяли нас за три дня».

19 января в Киев прилетел госсекретарь США Энтони Блинкен, чтобы вновь призвать готовиться к полномасштабной войне. Зеленскому предложили или укрыться в Киеве, или переехать на запад Украины, или перевезти правительство в соседнюю Польшу. Зеленский сказал, что он остается.

Президент Украины стал подозревать, что некоторые западные чиновники хотели бы, чтобы он бежал, а Россия установила марионеточное правительство, которое придет к соглашению с НАТО. «Западные партнеры хотели этого — я уверен, что кто-то очень беспокоился о том, что случится со мной и моей семьей, — но кто-то, вероятно, хотел просто быстрее покончить со всем этим, — говорил Зеленский. — Я думаю, что у большинства людей, которые мне звонили, ну, почти у всех не было веры в то, что Украина сможет выстоять».

На пресс-конференции 19 января Байден предупредил, что США и их союзники «готовы понести серьезные расходы и нанести значительный ущерб России и российской экономике», если начнется война. Он заверил, что это станет «катастрофой» для России.

Это было одно из самых решительных предупреждений Байдена, отмечает Washington Post, но затем президент США «запутал ситуацию», сказав, что «незначительное вторжение» российских войск, в отличие от полномасштабного, может не вызвать такого жесткого ответа. «И тогда нам придется спорить о том, что делать и не делать», — сказал Байден.

Зеленский ответил на комментарии Байдена едким твитом: «Мы хотим напомнить великим державам, что не бывает незначительных вторжений и малых государств. Так же, как не бывает незначительных жертв и маленького горя от потери близких. Я говорю это как президент великой державы».

На следующий день Байден уточнил, что, если любые российские военные перейдут украинскую границу, «это будет вторжением», за которое Путин заплатит.

Чиновники Белого дома, пишет издание, тихо негодовали: в то время как администрация Байдена пыталась собрать коалицию в поддержку Украины, Зеленский был больше заинтересован в том, чтобы поддеть президента за неловкий комментарий.

«Это было обидно, — говорит бывший сотрудник Белого дома. — Мы пытались помочь ему, но было ощущение, что он просто защищает свой собственный политический бренд: он либо отрицал угрозу, либо старался излучать полную уверенность в себе, потому что это для него было важнее всего в тот момент».

Энтони Блинкен и Сергей Лавров на встрече в Женеве, 21 января 2022 года. Фото: Alex Brandon / AP

«У нас нет планов вторжения в Украину». Встречи с Лавровым и Шойгу перед войной

Через два дня после поездки в Киев, 21 января, Блинкен встретился в Женеве с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. Блинкен снова изложил позицию США: если у Путина есть обоснованные опасения по поводу безопасности России, страны НАТО готовы обсуждать их, но как только начнется вторжение в Украину, санкции будут быстрыми и беспощадными, а альянс окажет Украине военную помощь.

После полутора часов безрезультатного общения Блинкен попросил российского министра поговорить с ним наедине. Госсекретарь США спросил: «Сергей, скажите мне, чего вы на самом деле пытаетесь добиться?». Блинкен, пишет Washington Post, поинтересовался, действительно ли речь идет об опасениях по поводу предполагаемой военной угрозы или дело в почти религиозной вере Путина в то, что Украина всегда была и остается неотъемлемой частью России. Лавров на все эти вопросы отвечать не стал, а просто вышел из комнаты для переговоров.

11 февраля министр обороны Великобритании Бен Уоллес прилетел в Москву для переговоров с Сергеем Шойгу. Его главной целью было выяснить, готов ли Путин обсуждать свою позицию по НАТО. Он предупредил Шойгу, что Россия столкнется с ожесточенным сопротивлением, если вторгнется в Украину: «Я знаю украинцев — я посещал Украину пять раз, — и они будут сражаться».

По словам Уоллеса, в ответ Шойгу сообщил, что его мать — украинка, подразумевая, что он лучше понимает Украину, и добавил: «Это все часть нашей одной страны». Глава российского ведомства сказал, что Россия не может мириться с западной траекторией Украины. Затем Уоллес упомянул санкции, на что Шойгу ответил: «Мы умеем страдать, как никто другой». «А я сказал: "Я не хочу, чтобы кто-то страдал"», — вспоминает Уоллес.

Когда британские чиновники уже собирались уходить, глава Минобороны России обратился напрямую к Уоллесу. «Он посмотрел мне в глаза и сказал: "У нас нет планов вторжения в Украину", — вспоминает Уоллес. — Вот такие масштабы были у этой лжи».

20 февраля, за три дня до начала вторжения, президент Франции Эмманюэль Макрон позвонил Путину и попросил его все-таки встретиться с Байденом. «Это предложение заслуживает внимания», — сказал Путин, согласно записи разговора.

Макрон настаивал, что хотел бы получить «четкий ответ», согласен ли президент России на встречу, а потом уже можно было бы договариваться о дате. Путин прямого ответа не дал: «Я хотел идти играть в хоккей, разговариваю из спортивного зала с тобой. Но прежде чем не отдам все эти команды помощникам своим и соответствующим сотрудникам — [не] буду приступать к физическим упражнениям».

Французский президент и его советники, отмечает Washington Post, решили, что им удалось добиться прорыва в переговорах, но на следующий день Путин официально признал самопровозглашенные ДНР и ЛНР, включая территории Донецкой и Луганской областей, которые контролировала Украина.

«Мы сможем удержаться, но нам нужна ваша помощь». Начало войны

На ежегодной конференции по безопасности, которая прошла 18–20 февраля в Мюнхене, Зеленский предложил принять Украину в ЕС и НАТО. Он напомнил, что его страна уже находится в состоянии войны с Россией, а украинская армия воюет против сепаратистов с 2014 года.

«Чтобы действительно помочь Украине, не нужно постоянно говорить только о датах вероятного вторжения, — сказал Зеленский. — Вместо этого Европейский союз и НАТО должны принять Украину в свои организации».

Но в тот момент среди европейских чиновников были те, кто все-таки не верил, что нападение неизбежно. Один из них, по данным Washington Post, сказал: «У нас нет четких доказательств того, что Путин принял решение, и мы не видели ничего, что могло бы свидетельствовать об обратном».

«Если вы узнаете о чьих-то планах нападения на страну и эти планы кажутся совершенно безумными, есть шанс, что вы отреагируете рационально и решите, что это настолько бредово, что этого не произойдет», — пояснял Washington Post французский эксперт по безопасности.

Издание отмечает, что, по данным разведки, военные планы Кремля не доходили до командиров, которым предстояло их реализовывать. Офицеры не понимали приказов, войска подошли к границе, не отдавая себе отчета в том, что они отправляются на войну. Некоторые американские правительственные аналитики были озадачены отсутствием связи в российских вооруженных силах, отмечает издание.

Представители западной разведки, вспоминая то, что оказалось бесславным нападением России на Киев, признают, что они переоценили эффективность российских вооруженных сил. «Мы полагали, что они вторгнутся в страну так, как вторглись бы мы», — сказал один британский чиновник.

Вечером 23 февраля Белый дом получил срочное сообщение разведки о «высокой вероятности», что вторжение началось. Российские войска были в движении и уже выпустили ракеты по целям в Украине.

Зеленский созвонился с президентом США и призвал его немедленно связаться с как можно большим числом мировых лидеров и дипломатов, а также позвонить непосредственно Путину и потребовать прекратить вторжение.

«Зеленский был встревожен, — вспоминает собеседник Washington Post из Белого дома. — Он попросил Байдена предоставить все разведданные, какие только можно: "Мы будем бороться, мы будем защищаться, мы сможем устоять, но нам нужна ваша помощь"».

Редактор: Агата Щеглова