Дата
Автор
Василий Легейдо
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Могли ли преступления японских военных в Нанкине привести к суициду 67 лет спустя? История женщины, которая собирала данные об убийствах и изнасилованиях, боролась с ревизионистами и потеряла силы жить дальше


Внимание! В тексте содержатся описания сцен насилия, которые могут огорчить некоторых читателей, однако представляются необходимыми для объяснения контекста описываемых событий.

«Многие солдаты шли дальше изнасилований и потрошили женщин, отрезали их груди, заживо приколачивали их к стенам. Они не только хоронили заживо, кастрировали, вырезали органы и сжигали, но и использовали даже более дьявольские методы пыток. Людей подвешивали за языки на железных крюках, по пояс зарывали в землю и смотрели, как их разрывают на части немецкие овчарки. Зрелище было настолько отвратительным, что ужасались даже остававшиеся в городе нацисты».

(Айрис Чан, «Изнасилование Нанкина. Забытый холокост Второй мировой войны»)

Пасмурным утром в понедельник 8 ноября 2004 года Айрис Чан села в белый «олдсмобил алеро» и двинулась по авеню Алум-Рок через калифорнийский город Сан-Хосе. Она проехала католическое кладбище, футбольный стадион, школу и припарковалась перед спортивным магазином. Вышла из машины, толкнула дверь и уверенной походкой направилась в отдел принадлежностей для охоты. Там ее видели уже не в первый раз. В предыдущие визиты ей удалось выяснить, что для покупки считавшихся антиквариатом копий раритетных пистолетов не требуется ждать 10 дней, чтобы продавцы проверили все документы, как в случае с обычным оружием.

В 11:56 утра Айрис показала водительские права, отсчитала 517 долларов наличными и вышла из магазина с револьвером «Ругер» модели Old Army с рукояткой из слоновой кости. Она села в машину, спрятала оружие и инструкцию к нему в коробку с надписью «Документы по недвижимости» и отправилась дальше по делам. Тем вечером Айрис и ее муж Бретт Дуглас, с которым они были женаты уже 13 лет, поужинали и отправились спать около полуночи. Однако еще до рассвета женщина незаметно выскользнула из кровати, села в машину и отъехала от дома на расстояние более 40 километров. Свернула с шоссе на шедшую под уклон гравиевую дорогу и наконец остановилась.

В 9:15 утра во вторник ее машину заметил проезжавший мимо сотрудник регионального департамента по экологическим вопросам. Одинокий автомобиль в глуши вызвал у мужчины тревогу — он притормозил неподалеку и просигналил, но не получил ответа. Убедив себя, что водитель, возможно, задремал, чиновник подошел к «олдсмобилу» и побарабанил по крыше. Приглядевшись в помутневшее от конденсата окно, мужчина увидел Айрис — та сидела со скрещенными на коленях руками, прислонившись головой к стеклу, как будто действительно спала. На пассажирском сиденье сзади стояло кресло ее двухлетнего сына. В нем сидел игрушечный медвежонок.

Затем мужчина обратил внимание на револьвер, лежавший у нее на левой ноге и отпрянул. Снова приблизившись, он увидел, что одежда водительницы покрыта кровью. Осознав, что перед ним мертвое тело, мужчина трясущимися руками набрал номер начальника. Тот вызвал полицию. Прибывшие на место детективы и криминалисты установили последовательность событий: Айрис зарядила револьвер, вставила дуло в рот и выстрелила. Пуля прошла пробила твердое нёбо, прошла через левый синус твердой мозговой оболочки, лобную и затылочную доли мозга, пробила череп с обратной стороны и застряла, оставшись в голове самоубийцы.

Так закончилась жизнь 36-летней Айрис Чан — примерно за два часа до того, как ее тело обнаружил бдительный чиновник. И он, и менеджер магазина, продавший женщине револьвер, лишь потом узнали, что самоубийца — всемирно известная журналистка и писательница, работа которой вызывала оживленные дискуссии не только среди обычных читателей, но и в высших эшелонах власти в сразу нескольких государствах. Такой реакции удостоилась ее книга «Изнасилование Нанкина. Забытый холокост Второй мировой войны», посвященная жестоким преступлениям японских солдат в столице Китайской республики в 1937-м и опубликованная в 1997-м, когда Айрис было 29 лет.

Новость о самоубийстве Чан потрясла историков, политиков и неравнодушных людей из Китая, Японии и США. Освещавшие обстоятельства ее суицида корреспонденты поднимали один безответный вопрос за другим. Что сподвигло добившуюся и профессионального успеха, и семейного счастья женщину, окруженную любящими друзьями и близкими, лишить себя жизни? Следует ли считать ее «последней жертвой Нанкина», которая не вынесла открывшихся ей ужасных подробностей? Стала ли главной причиной ее смерти привычка работать до полного изнеможения и граничащая с одержимостью увлеченность темой преступлений японской армии в Китае?

И наконец, главный вопрос, касавшийся не только Айрис Чан: как вообще прошлое способно воздействовать на физическое и эмоциональное состояние людей спустя несколько десятилетий, даже если эти люди не участвовали напрямую в травматичных событиях? Иными словами — можно ли утверждать, что некоторые исторические эпизоды, связанные с насилием, не ограничиваются конкретными временем и пространством, поскольку разрушают жизни представителей последующих поколений? А осмыслять такие эпизоды — значит, не только составлять хронику человеческой жестокости, но и самому становиться объектом этой жестокости, «сопутствующим ущербом» давно ушедшей эпохи?

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.