Дата
Автор
Фарида Курбангалеева
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«В известной степени это шаг отчаяния». Военный эксперт Юрий Федоров — о том, к чему приведет мобилизация для России, Путина и фронта


Самое обсуждаемое событие последних суток — частичная военная мобилизация в России. Путин принял решение поставить под ружье 300 тысяч резервистов. На этом фоне в России резко вырос спрос на авиабилеты, а на наземных погранпереходах образовались пробки. Вчерашний вечер был отмечен протестными акциями в десятках российских городов, которые сопровождались жесткими задержаниями. При этом лидеры западных стран заявили, что продолжат оказывать Украине военную и экономическую поддержку. Политолог, военный эксперт, бывший профессор МГИМО Юрий Федоров считает, что мобилизация забуксует в российском бардаке и бюрократии и не принесет ощутимых результатов на поле боя. Фарида Курбангалеева поговорила с ним о том, как будет выглядеть новая путинская инициатива и к каким последствиям она может привести.

— Возможно ли технически мобилизовать 300 тысяч человек, как того хотят российские власти?

— Вряд ли. Давайте посмотрим на некоторые цифры. Весной и осенью в России призываются от 130 до 140 тысяч призывников. Военкоматы проводят соответствующую работу — обычно в течение 5 месяцев. И это всегда период организационного хаоса, очень большого напряжения. Если к этим призывникам добавить еще 300 тысяч человек — это значит, что военкоматы просто захлебнутся. Соответственно, процесс мобилизации растянется еще на несколько месяцев.

Надо также понимать, что по крайней мере в крупных и средних городах резервисты будут стремиться уклониться от мобилизации, что не так трудно сделать в условиях современной России. Достаточно уехать в другой город, если только вы не попадетесь на улице какой-нибудь мобилизационной команде. А в остальном — можно даже не брать эти повестки. Допустим, приходит сотрудник военкомата с полицейским к кому-то домой — и родители этого человека говорят: «А вы знаете, он уехал к тете в Ростов». А есть тетя в Ростове или нет — кто знает? Может быть, человек в соседней комнате сидит.

Тогда, согласно процедуре, объявляется поиск, этим должны заниматься полицейские органы. Но вы же понимаете, что, во-первых, полиция загружена массой других дел — ей нужно расследовать реальные преступления. А во-вторых, у полицейских есть еще и задача зарабатывания денег, что гораздо важнее и расследования преступлений, и, тем более, поиска уклонистов. Так что теоретически люди могут переехать в другой город, особенно в крупный, где человек вообще теряется в толпе, и пережить этот период.

— Получается, 300 тысяч человек власти не соберут, резервистов будет меньше?

— Они могут собрать 300 тысяч человек, но вопрос в том, когда они закончат этот процесс. Наверное, где-то к началу весны будущего года они могут призвать в армию около 300 тысяч. Часть этих людей пойдет на компенсацию потерь, которые российская армия понесла в Украине, — наверное, порядка 80 тысяч. По крайней мере, такие цифры [российских потерь] называют на Западе.

Остальных нужно организовать и структурировать в виде подразделений — взводов, рот, частей, батальонов и полков и так далее. Для этого нужен офицерский состав. Считается, что в любой современной армии на одного офицера приходится порядка десяти рядовых. Если призвать 300 тысяч рядовых, значит, нужно где-то найти 30 тысяч офицеров. А где их взять? Наличествующие офицеры уже распределены по частям — они находятся, как говорят военные, каждый на своей должности. Появляется необходимость заполнить от 20 до 30 тысяч офицерских должностей.

Можно, конечно, взять какое-то количество выпускников военных училищ, но это обычно лейтенанты, не имеющие боевого опыта. Такой лейтенант может служить командиром взвода, да и то плохим, потому что у него нет навыков командования рядовыми, воспитания своих подчиненных. А нужно еще иметь командиров рот — это уже офицеры с опытом службы. Генералов, конечно, легче набрать, потому что желающих получить генеральскую должность достаточно. А вот с капитанами, майорами, подполковниками будут проблемы.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.