Дата
Автор
Денис Касянчук
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Я в полном ауте». Предприниматели начали терять сотрудников из-за мобилизации

После объявленной мобилизации с дефицитом кадров столкнутся не только крупные корпорации. Быстрее и сильнее он ударил по малому и среднему бизнесу, в том числе — в сфере услуг. The Bell поговорил с предпринимателями в Москве и других городах о том, что происходит в их компаниях прямо сейчас.

Что происходит

После того как 21 сентября Владимир Путин объявил о «частичной» мобилизации, крупный бизнес начал лоббировать выделение броней или запрета на призыв для своих сотрудников. Пока договориться о льготах удалось лишь IT, финансовому сектору, зарегистрированным СМИ и операторам связи. Но малый и средний бизнес не надеется ни на какие уступки и с первых дней сталкивается с резким оттоком кадров: кого-то призывают, а кто-то срочно покидает страну. При этом потеря даже одного сотрудника для небольших фирм может оказаться неразрешимой проблемой и поставить их на грань выживания.

Подпишитесь на наш канал в Telegram

Роскомнадзор предупредил СМИ о возможных блокировках сайтов за распространение сведений о мобилизации из любых других источников, кроме федеральных и региональных органов исполнительной власти. Рекомендуем прямо сейчас подписаться на наш телеграм-канал: там мы быстрее всего сообщаем о самом главном и выкладываем аналитику.

Что рассказывают предприниматели

Из-за мобилизации одного из сотрудников потерял российский обувной бренд RAZUMNO, рассказывает его соосновательница Алена Лозовская. «Наша мастерская находится во Владимире. В первый же день, 21 сентября, нашему обувщику Сергею (имя изменено. — The Bell) позвонили, как он сам сказал, из городской администрации и сказали, что под угрозой уголовного преследования он должен явиться в четверг утром в военкомат», — рассказывает предпринимательница. Сергею 41 год, он не служил, у него жена и ребенок.

В четверг Сергей не вышел на работу и пошел в военкомат. Там ему вручили повестку, которую он подписал на месте. Тем, у кого не было при себе военных билетов, сделали новые, говорит Лозовская. Сейчас ее сотрудник на сборах в Коврове, там он проходит строевую подготовку.

«Сегодня у нас был сбор товара в Москву, без Сергея у нас все встало. Он еще занимался операционными процессами мастерской, — отмечает Лозовская. — Пытаемся его как-то вытащить».

Многие, кто еще не получил повестку, стараются как можно скорее уехать из России. Сотрудник одного из крупных московских автодилеров рассказывает, что после объявления о мобилизации так поступили 10% его коллег в отделе продаж автомобилей (всего там работают 50 человек). Еще около 10% — «спешно заболели».

«В другой дилерский центр в воскресенье пришли омоновцы и сотрудники военкомата», — добавляет он. На видео, которое предоставил собеседник The Bell, действительно можно увидеть сотрудников ОМОНа в масках и мужчину в военной форме, который сидит за столом в автоцентре.

«Я в полном ауте», — поделилась своими эмоциями с The Bell владелица одной из московских пекарен. После объявления о мобилизации один из ее сотрудников решил уехать из России, другому позвонили из военкомата, чтобы «уточнить сведения»; он тоже собирался уезжать, но потом передумал. Потеря даже одного сотрудника для ее бизнеса критична — российских специалистов, которые могут работать с хлебом, очень мало.

Управляющий одного из ресторанов в Москве рассказал The Bell, что после объявления о начале мобилизации его коллега решил уехать в Турцию. Остальные сотрудники — «на панике и в волнении». «Кто-то получает повестки, кто-то уезжает, потому что не хочет воевать», — говорит совладелица сети кафе, в которой собираются мобилизовать сразу двоих сотрудников. В общей сложности ее московская и петербургская точки потеряли после мобилизации по половине своего состава — четырех и трех человек соответственно. Эти люди решили уехать из России.

Один московский бар из-за мобилизации лишился около 20% своих сотрудников-мужчин, рассказывает его владелец. «У нас работает порядка 40 мужчин. Кто-то уехал из страны. Кто-то уехал, грубо говоря, к себе в деревню. Поэтому приходится очень быстро менять персонал, график работы. Конечно, всеми силами мы пытаемся поддержать наших сотрудников — мы уже составили список, кто из нашего персонала не годен, чтобы, если вдруг придет на них какой-то запрос, отстоять их», — говорит он.

«Шеф-повар сказал: если меня призовут, я пойду в тюрьму», — говорит владелица другого кафе в Москве. Под призыв в теории попадают еще двое ее сотрудников, в общей сложности это треть персонала. «Видимо, придется искать людей из стран СНГ с разрешением на работу», — рассуждает она.

Контекст

Государство собирается делать большую ставку на развитие малого и среднего предпринимательства (МСП). Национальный проект по его развитию предусматривал рост вклада этого сектора в экономику до 32,5% к 2024 году. С учетом войны в Украине, которая обернулась шоком для российской экономики, достигнуть этого показателя вряд ли получится — в последние годы доля МСП в ВВП была около 20% ВВП.