Дата
Автор
Василий Легейдо
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Мой день придет, и я восстану из бездны клеветы, чтобы занять положенное мне место в истории». Как парагвайский диктатор начал кровавую войну и чуть не уничтожил страну вместе с населением


«Война — это мощный социальный катализатор, избежать влияния которого не могут ни победители, ни побежденные. В конфликтах, которые приводят к катастрофическим потерям, серьезно ослабевают сами основания общества. Но до тех пор, пока существует видимость жизнеспособности старого порядка, сохраняется и историческая непрерывность».

Так рассуждал об итогах одного кровопролитного конфликта автор книги «Парагвай и Тройственный альянс. Десятилетие после войны, 1869–1878» Харрис Уоррен.

Самая жестокая и масштабная война в истории Латинской Америки завершилась 1 марта 1870 года одним выстрелом. Подверженный паранойе после череды болезненных поражений президент Парагвая Франсиско Солано Лопес последние несколько недель руководил оставшейся с ним кучкой потрепанных солдат еще более грубо и жестоко, чем обычно. Остальные — большая часть его личного войска — давно остались позади: кто-то погиб от ранений и инфекций, остальные сбежали.

Попав в засаду в долине Серро-Корра на северо-востоке Парагвая, Лопес попытался перебраться через реку Акидабан. Именно в этот момент ему нанес смертельное ранение бразильский солдат, имя которого осталось неизвестным. Уже на последнем издыхании парагвайский военачальник — то ли на самом деле, то ли по легенде — произнес: «Я умираю вместе со своей страной». Среди прочих украшений и регалий с его трупа сняли кольцо с гравировкой «Победить или умереть».

Гибель Лопеса ознаменовала финал Парагвайской войны, также известной как война Тройственного Альянса, которая продолжалась шесть лет и привела к гибели значительной части населения Парагвая, включая 90 процентов взрослых мужчин. На других участников — Бразилию, Аргентину и Уругвай — этот конфликт также оказал огромное социальное, экономическое и культурное влияние, однако именно в Парагвае его последствия приобрели поистине апокалиптические масштабы.

«Не думаю, что какая-либо другая страна в Латинской Америке прошла через то, что довелось испытать Парагваю, — отметил историк Хериб Кабальеро. — Та война оставила серьезный след на коллективном сознании нации».

Победители аннексировали у проигравшей стороны спорные территории. Фактически Парагвай находился под контролем Бразилии до 1876 года, а репарации выплачивал и вовсе до 1943-го. Исследователи отмечают, что как минимум 14 процентов страны по-прежнему находится под контролем бразильских фермеров, обладающих огромным политическим и экономическим влиянием.

Архитектор и историк Хорхе Рубиани считает, что война нарушила дипломатическое равновесие и привела к тому, что Парагвай почти во всех сферах жизни впал в зависимость от могущественного соседа. Например, по условиям соглашения о совместном контроле над одной из крупнейших в мире гидроэлектростанций «Итайпу» с 1985-го по 2018-й Бразилия получила от Парагвая больше 75 миллиардов долларов.

Среди других долгосрочных последствий войны называют укоренение гендерного неравенства, философии мачизма и сексуального насилия против женщин. С одной стороны, подобные тенденции объясняются поведением бразильских солдат на территориях, оказавшихся под их контролем. С другой — катастрофическими потерями среди населения: на момент поражения в Парагвае оставалось 28 тысяч взрослых мужчин.

«Исцелить болезнь можно, только если понимаешь, что не так с твоим телом, — рассуждает Хорхе Рубиани. — То же самое справедливо в отношении Парагвая. Утюг войны оставил свои следы на всем, что происходило со страной с тех пор, и продолжит влиять на происходящее до тех пор, пока мы будем это игнорировать».

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.