Дата
Автор
Галия Ибрагимова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Надо быть рисковой компанией, чтобы верить в улучшение ситуации в России в перспективе двух-трех лет». Как война в Украине отразилась на экономике Казахстана


«Как экономист скажу: в войне в Украине для России нет никакого экономического смысла. Вообще войны ведутся либо ради защиты родины, либо захватнические — когда на кону хороший приз. А четыре разрушенные области Украины, в которых нет ничего, кроме угля и металлургии, а их в самой России полно, — так себе приз. Полная бессмыслица», — говорит Алмас Чукин. Известный в Казахстане экономист и финансист, он занимал руководящие должности в Народном банке Казахстана и государственном фонде прямых инвестиций для устойчивого развития «Казына Капитал Менеджмент», а затем стал партнером частной инвестиционной компании Visor Kazakhstan. Поговорили с ним о том, сможет ли Москва использовать Астану для контрабандного импорта айфонов и запрещенной продукции, удастся ли России построить в Казахстане АЭС, а Казахстану — снизить транспортную зависимость от России для экспорта нефти. И конечно же, об антиолигархических реформах президента Касым-Жомарт Токаева, запущенных после январских протестов в стране.

После объявленной в России частичной мобилизации более 200 тыс. россиян уехали в Казахстан. А всего за первые девять месяцев 2022 года в Казахстан из России въехали 1,7 млн россиян. Как этот поток россиян влияет на экономику Казахстана? Проще говоря, российские релоканты — это хорошо или плохо для Казахстана?

— Миллионов россиян у нас, конечно, нет. Границы — вещь простая, там ведется четкая статистика въезжающих и выезжающих. После 24 февраля к нам въехало не так уже много россиян, как это раздувают. Всего от 40 до 60 тысяч человек. Нынешняя волна масштабнее — около 200 тысяч россиян. Если вся рабочая сила Казахстана составляет около 8 миллионов человек, а россиян въехало почти четверть миллиона, то трудовые ресурсы возросли на 3–4%. Это достаточно много, учитывая, что все въехавшие — люди работоспособного возраста. Предположим, что заработок в 500 долларов удовлетворяет базовые потребности человека. Соответственно, четверть миллиона прибывших россиян могут тратить до 125 миллионов долларов в месяц, что неплохо для казахстанской экономики. Однако эти деньги россиянам еще предстоит заработать.

Вообще экономики стран, поощряющих эмиграцию: Канада, Австралия, США — получают от нее много пользы. Например, Америка в год принимает до 1 миллиона иммигрантов, но безработица на миллион человек у них от этого не увеличивается. Наоборот, экономика продолжает расти. То есть иммигранты начинают зарабатывать и тратить, что подстегивает экономический рост.

Однако американские эмигранты приезжают в США надолго, чего не скажешь о россиянах, бегущих в соседние страны от мобилизации. Как долго они задержатся в Казахстане, Грузии, Армении, Узбекистане, думаю, они и сами не знают. Поэтому не следует ожидать грандиозного эффекта от их пребывания в этих странах. Многие россияне рассматривают Казахстан как транзит. Они не видят тут своего будущего, и готовятся уехать дальше в Европу или со временем вернуться в Россию.

Сложился ли портрет среднестатистического россиянина, переехавшего в Казахстан?

— Создается впечатление, что сейчас бегут те, кто морально готовился к отъезду, но ждал пинка.

Они остались после 24 февраля, так как их все устраивало: зарплату платят, условия нормальные. А сейчас сами обстоятельства вынудили их уехать.

Выбор на Казахстан у многих пал случайно. К нам можно въехать по внутреннему российскому паспорту, а у многих, как я понял, были проблемы с документами, чтобы выехать на Запад. Погуляют тут с месяц, пока есть деньги, потом решат, оставаться, возвращаться или ехать дальше.

Важно понимать, что среди тех, кто остается, много репатриантов. До распада Советского Союза в Казахстане проживали 7–8 миллионов русских. В девяностые и двухтысячные многие из них уехали, осталось около 3 миллионов. Но у тех 4 миллионов уехавших остались связи с Казахстаном. Теперь их дети и родственники возвращаются как бывшие соотечественники. У них есть возможность в упрощенном порядке получить казахстанский паспорт. И такие случаев много. Они-то и остаются надолго.

И все-таки, это миф или реальность, что россияне отбирают у казахстанцев рабочие места?

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.