Дата
Автор
Евгений Сеньшин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Мифы о Кадырове: уровень влияния, роль в украинской войне и мощь личной гвардии. Интервью с чеченским правозащитником Абубакаром Янгулбаевым


Сколько чеченцев на самом деле воюет за Кремль в Украине, может ли Рамзан Кадыров стать министром обороны России, зачем ему дали новое звание генерал-полковника и насколько он на самом деле контролирует чеченское общество? Republic поговорил о происходящем в Чечне на фоне войны в Украине с правозащитником Абубакаром Янгулбаевым. Семья Янгулбаевых стала широко известна в России, когда мать Абубакара Зарему Мусаеву кадыровцы силой вывезли из Нижнего Новгорода и бросили в тюрьму, несмотря на статус федерального судьи, который носил ее супруг. Сейчас сам Абубакар Янгулбаев находится за границей, много пишет и рассуждает о чеченском обществе и будущем Чечни.

«Любое отступление от приказа Путина для Кадырова равнозначно обнулению во всех смыслах»

— Политические аналитики и публицисты заговорили о том, что «пехотинец Путина» метит на одно из высших мест в Кремле: глава Росгвардии, министр обороны и прочее. По крайней мере, его критика Министерства обороны и активное комментирование «военной операции» в Украине может косвенно свидетельствовать, что ему уже мало Чечни. Как бы вы охарактеризовали поведение Рамзана Кадырова и его ближайших соратников в текущей ситуации?

— Часто замечаю, как выводы различных специалистов ввиду поверхностных знаний Кавказа и в частности Чечни вводят массы в заблуждение, после чего Кадыров как страшилка обрастает мифами и небылицами.

Если говорить про формальную возможность Рамзана стать министром обороны РФ, то тут нет помех, несмотря на то, что он ни дня в российской армии не провел. Однако в реальности, на мой взгляд, на данный момент такие изменения маловероятны. В российской армии, в какой бы плачевной ситуации она не была в настоящее время, есть достаточное количество лиц, способных легко заменить Шойгу. Учитывая характеристики Кадырова, Путин назначит его на такую ответственную должность только когда не останется других вариантов и Россия должна будет нести ответственность за военные преступления. То есть Кадырова могут использовать в качестве жертвоприношения.

Прямо сейчас он плотно сидит в Чечне и там его пока некем заменить. Кроме него настолько фамильярно к садизму никто в Чечне не относится. И каких-то косвенных свидетельств, что ему мало Чечни, я не заметил. Наоборот, ему необходимо оправдать благоприятное отношение Путина, из-за чего он часто играет на агрессивных нотах. Ему как чужому для кремлевского коллектива надо быть дважды или трижды прогосударственным, чтобы доказать свою верность.

— Тогда как вы трактуете то, что Владимир Путин присвоил Кадырову звание генерал-полковника?

— Ему дали звание не российской армии, а Росгвардии, у него нет армейских погон. Это несет в первую очередь практический смысл. Он набирает добровольцев со всей России на фронт. В Чечне контракты с добровольцами формально заключаются через Росгвардию, и все кадыровцы состоят либо в Росгвардии, либо в МВД. А раз он выступает и работает в пользу российской агрессии в Украине, то логично, что он получил генеральские погоны. В первую очередь для легализации его деятельности, особенно по части его информационных вбросов.

Абубакар Янгулбаев

Предоставлено Абубакаром Янгулбаевым

— То есть опасения политических аналитиков, что Кадыров имеет какой-то административный вес, может дергать за ниточки Путина или кого-то из высших чиновников Кремля — не обоснованы?

— Никто никого не дергает за ниточки. Никто никем не манипулирует. Кадыров — андроид в руках президента России. Любое отступление от приказа Путина для Кадырова равнозначно обнулению во всех смыслах. Даже в Чечне Кадыров имеет своих непосредственных кремлевских кураторов. У Кадырова нет ни политической, ни экономической, ни территориальной, ни военной независимости. Армия России в Чечне занимает полные базы в горных и предгорных районах, чего стоит целый военный город Ханкала, забитый личным составом российской армии и вооружением разного базирования. Ни один человек из этих военных подразделений не подчиняется Кадырову. Все они подчиняются напрямую только Кремлю, и поэтому никого из них не видно на заседаниях у Кадырова, где он любит на публику отчитывать локальных чиновников.

Единственная эфемерная сила, которую имеет Кадыров, это т.н. кадыровцы — бойцы Росгвардии и частично МВД. Но их общее количество с учетом абсолютно всего личного состава вплоть до участковых по всей республике до начала войны в Украине не превышало 15–16 тысяч. А после начала войны это число сокращается, и местные не спешат заполнять пустые места. К тому же надо держать в голове, что даже эта небольшая цифра не является собственностью Кадырова. Им платят из федерального бюджета.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.