Дата
Автор
Максим Рычков
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Ко дню рождения знаменитого историка-любителя. Пять мифов о России и Украине, которые транслируют Путин и его окружение.


В далеком 2009 году российский профессор Андрей Зорин дал пророческое интервью насчет вмешательства государства в историческую науку. О прозорливости ученого можно судить хотя бы по одной реплике:

«По-моему, в Латинской Америке в эпоху военных переворотов был такой лозунг "Уберите армию в казармы!" А я бы выдвинул лозунг "Уберите историков на кафедры". С моей точки зрения, никакая аргументация исторического характера не может и ни при каких обстоятельствах не должна быть аргументом при решении политических вопросов».

Получилось, увы, ровно наоборот — историков не вернули на кафедры, а отправили в своего рода казармы. Оттуда они и ведут неравный бой с окружившими Россию темными силами. Шлегелевское «Историк — это пророк, обращенный к прошлому» сбылось в самой извращенной форме. Понимание прошлого в современной России на ходу встраивается в актуальную новостную повестку.

4 ноября 2022 года это проиллюстрировала встреча президента РФ с историками и представителями традиционных религий. Солировал, конечно, глава государства, но и собеседники дополняли его рассуждения не менее примечательными высказываниями. Расшифровка беседы — прекрасный слепок эпохи: с избыточной конспирологией, обличениями Запада и упорным нежеланием признавать очевидное.

«Сейчас мы видим объятия руководителей Польши и Украины, а идейка-то [выхода Польши к Черному морю], она жива. И идея поглощения Украины, она никуда не делась. Но это никто почти не знает. Это только в архивных документах».

— Владимир Путин, президент РФ

Сквозь текст проступает не то кардиограмма сумеречного мироощущения руководителей страны, не то сборник основных «символов веры», который обязан разделять настоящий патриот в кремлевском понимании слова. Символов, увы, если не ложных, то откровенно спорных и далеких от абсолютных истин.

Миф №1. «Россияне и украинцы — один народ»

«Горько еще и от того, что сражается друг с другом, по сути дела, один народ, по сути, противостояние идет внутри одного народа, так же, как это было после потрясений 1917 года, людей снова стравили».

— Владимир Путин, президент РФ

Автор утверждения очевидно реконструирует реальность. Начатый по собственной же воле вооруженный конфликт он объясняет тем, что «людей стравили», перекладывая ответственность с себя на некие обезличенные силы. Саму агрессию против другого государства — существующего более 30 лет, общепризнанного мировым сообществом, члена ООН — российский лидер уподобляет гражданской войне.

Ключ к обоим спорным утверждениям кроется в пресловутом «одном народе». Концепция предполагает наличие некого российского суперэтноса или супернации. И «так называемых» украинцев из него выкрала чья-то злая воля: не то австрийцев с поляками, не то Владимира Ленина, не то виновных во всем по умолчанию англосаксов.

Турбопатриоты здесь не видят слона в комнате: историческая развилка между будущими русскими и украинцами — в монгольском нашествии восьмивековой давности. После него восточнославянские общности еще четыре столетия существовали порознь. Отсюда и проистекает разница в культуре, языке и самосознании.

«Баскаки». Ордынские сборщики дани на русских землях

Картина С.В. Иванова, 1909 год

«[После монгольского нашествия] владимирский и галицкий князья стали собирать земли Руси — каждый свои собственные. И те, и другие претендовали на одно название Руси, но оказались в разных геополитических обстановках. Их пути разошлись, несмотря на общность происхождения, литературного языка, права, веры и обычаев».

— Сергей Плохий, украинский историк

Имперская Россия в стремлении вразумить «малороссов» не придумала ничего лучше, чем штамповать запретительные акты. Наиболее известны Валуевский циркуляр 1863 года и Эмский указ 1876 года. Первый запрещал печать на украинском языке, второй — криминализировал любое его использование за порогом дома, вплоть до церковных проповедей. Их главным последствием стало только оформление украинского этноса в полноценную политическую нацию.

Нацию, что в 1917 году провозгласила суверенную Украинскую Народную Республику, и совсем не по своей воле этого суверенитета лишившуюся.

Увы, специфическая великодержавная оптика как предпочитала не замечать этого век назад, так в упор не видит и сейчас. У нас по-прежнему «один народ» и «стравливают людей», даже после могильников Бучи, руин Мариуполя, горящего торгового центра в Кременчуге и затемненных улиц Киева.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.