Дата
Автор
DOXA team
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Медуза» рассказала о первой открытой трансгендерной женщине в российской армии


«Медуза» рассказала о первой публичной трансгендерной женщине среди российских военных. 22-летняя Аскатла связалась с изданием сама. Девушка служит по контракту в одной из военных частей Хабаровска и опасается отправки на войну в Украине, откуда родом ее молодой человек. Она рассказала, что в октябре добилась госпитализации в психиатрическое отделение хабаровского военного госпиталя № 301.

После внесения в Уголовный кодекс поправок о мобилизации госпитализация для Аскатлы — единственный способ подтвердить свой гендерный статус Минобороны РФ и уволиться по устаревшему диагнозу «трассексуализм».

Изданию удалось подтвердить личность Аскатлы — девушка прислала журналист_кам свои военные документы и назвала свой деднейм (Руслан Сергеевич Бирючевских). Среди военнослужащих части № 54080 в Хабаровске действительно есть военный с такими именем, даты рождения и начала службы которого совпадают с информацией, предоставленной Аскатлой.

Как рассказал «Медузе» молодой человек Аскатлы, 26-летний уроженец Днепра Дмитрий Ткачук, в военном госпитале игнорируют состояние девушки. Несмотря на предоставленное военным врачам заключение гражданского психиатра о «несоответствии гендерной самоидентификации данным паспорта», Аскатлу обследуют по диагнозам «невротическое расстройство» и «смешанное расстройство эмоций и поведения». В госпитале ей заявили, что «бумажки из левых клиник ничего не значат».

Юрист «ОВД-Инфо» Константин Бойков отметил, что формулировка «невротическое расстройство» позволяет вернуть Аскатлу назад в военную часть, а также, возможно, и отправить на передовую.

«Расстройство сегодня есть — а завтра его нет, — сказал Бойков, который раньше работал психиатром. — Полечили — и отправили назад. Очень надеюсь, никто не скажет: „Давай как раз под Херсон ее, на передовой не хватает людей“».

Аскатла также рассказала, что в госпитале ее положили в одну палату с вернувшимися с войны в Украине мужчинами с контузиями и ПТСР. По словам девушки, другие пациенты угрожают изнасиловать ее, а медики запрещают ей говорить о своих вторичных половых признаках. В разговоре с Дмитрием 9 ноября она сказала, что ее перевели в отдельную палату.

В госпитале у Аскатлы развивается дисфория, сообщил Дмитрий. При госпитализации у нее отобрали бритвенный станок и шампунь, хотя возможности побрить лицо или вымыть голову могли бы смягчить симптомы дисфории. В психиатрическом отделении душевые комнаты без перегородок, поэтому девушка не может пользоваться ими, а в туалет выходит только по ночам.

Аскатла идентифицирует себя как трансженщина с 15 лет. Она начала феминизирующую гормональную терапию за полгода до российского вторжения в Украину. Контракт на службу в армии она подписала после срочной службы, на которую ее забрали в 2019 году. По словам молодого человека Аскатлы, контрактная служба для нее была единственной возможностью сбежать от родителей, которые не принимали ее идентичность.

Контракт Аскатлы заканчивается в марте 2023 года. С началом мобилизации военным в ее части заявили, что «никаких увольнений не будет», а в октябре начали готовить их к отправке в Украину: проводили опросы, показывали пропагандистсткие видео и устраивали подготовительные стрельбы. После этого девушка обратилась к штабной психологине за направлением на госпитализацию.

По словам Аскатлы, психологиня военной части, где она проходила службу, сообщила ей, что «назад дороги нет», так как о ее трансгендерности знают все сослуживцы. Девушка и ее возлюбленный надеются, что ее уволят «по какому-то из диагнозов». «Мы просто ищем возможности не оказаться по разные стороны в окопах», — сообщил «Медузе» Дмитрий.