«Медиазона. Беларусь»: сотрудник ГУБОПиК 10 месяцев администрировал телеграм-канал по деанону силовиков
Сотрудник Главного управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК) РБ Артур Гайко десять месяцев под прикрытием работал администратором телеграм-канала «Черная книга Беларуси» (ЧКБ). Об этом говорится в материале «Медиазоны. Беларусь».
Гайко числился в команде проекта, занимавшегося деанонимизацией силовиков, с октября 2020 года. Он сохранял анонимность, но при этом имел доступ к внутренним чатам нескольких протестных ресурсов, общался и дружил с другими сотрудниками телеграм-канала, а также якобы помогал выехать из страны — мог выяснить, не заведено ли на человека уголовное дело.
Телеканал «Белсат» провел расследование, которое выяснило, что Гайко отвечал за «безопасность», проверяя присланные пользователями файлы на наличие вирусов. Таким образом, губоповец мог получить доступ к данным около 10 тысяч беларусов, которые писали в сеть каналов ЧКБ. Источники «Медиазоны. Беларусь» и издания «Зеркало», работавшие в телеграм-канале, подтвердили, что за время его работы с проектом связались около 8 тысяч человек.
Членам команды удалось раскрыть губоповца, когда он отправил одной из сотрудниц скриншот из конференции в Zoom, на котором были указаны его имя и фамилия. Редактор канала Вольга Высоцкая нашла человека с такими же именем и фамилией в базе с данными сотрудников МВД, взломанной «Киберпартизанами».

Позже коллеги обнаружили на сайте «Витебских вестей» заметку про милиционера Артура Гайко, который спас тонущего человека, и вспомнили, что Артур из ЧКБ тоже рассказывал, что однажды спас утопающего. А затем девушка нашла на сайте Витебского горисполкома страницу с фотографиями участковых, среди которых был инспектор по делам несовершеннолетних Артур Гайко.
Высоцкая отметила, что в общении с губоповцем «профессиональное всегда переплеталось с личным»: он узнавал личные истории администраторов ЧКБ, чтобы войти к ним в доверие. Он рассказывал девушке про свои плохие отношения с отцом, когда у нее также были проблемы в семье. Гайко общался и с россиянкой Софьей Сапегой, которую позже приговорили к шести годам колонии по делу о «разжигании вражды» из-за администрирования канала. В общении с ней он затрагивал личные темы — признавался, что ходит в тренажерный зал, «раньше был жирный, теперь похудел».
6 мая суд приговорил Сапегу к шести годам колонии по делу о «разжигании вражды» (ч. 3 ст. 130 УК РБ). Следствие посчитало, что она была связана с телеграм-каналом «Черная книга Беларуси», где публиковались личные данные белорусских силовиков, чиновников, судей и журналистов государственных СМИ. Кроме «разжигания вражды» россиянка обвиняется еще по шести статьям УК. Среди них — незаконный сбор и распространении информации о частной жизни (ч. 1 и 2 ст. 203-1 УК). По остальным пяти статьям Сапега проходит как организатор.
Сапега подала прошение о помиловании на имя Александра Лукашенко. После вступления приговора в силу он пообещал рассмотреть вопрос о передаче осужденной в Россию. Он заявил, что ему «жалко девчонку».
Россиянку задержали 23 мая 2021 года в Минске вместе с сооснователем телеграм-канала NEXTA Романом Протасевичем. Самолет авиакомпании Ryanair экстренно сел в аэропорту Минска из-за сообщения о «минировании» по требованию белорусских диспетчеров. В мае этого года Совет Международной организации гражданской авиации пришел к выводу, что информация о бомбе на борту была заведомо ложной.