Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Контактный Сталин. Слова, которые оказались важнее дел


Перечитывал тут (по рабочей надобности, честно) эпохальную статью выдающегося или даже главного историка современности — Путина В.В. «Об историческом единстве русских и украинцев».

Всем, кстати, рекомендую перечитать: текст вышел 12 июля 2021 года, но там, как теперь выясняется, довольно откровенно описано все, что случилось с нами в 2022-м. Я, впрочем, и тогда говорил — не цепляйтесь к ошибкам, не спорьте о фактах, — он пишет не об истории, не о прошлом, он пишет о будущем и о себе.

И сейчас вот, штудируя текст, споткнулся о пассаж, на который раньше не обращал внимания: проходной момент, очередные жалобы на врагов, которые извращают историю, скука. Дежурная реплика, начальники такие много лет уже воспроизводят на автомате: «По сути, украинские элиты решили обосновать независимость своей страны через отрицание ее прошлого, правда, за исключением вопроса границ. Стали мифологизировать и переписывать историю, вымарывать из нее все, что нас объединяет, говорить о периоде пребывания Украины в составе Российской империи и СССР как об оккупации. Общую для нас трагедию коллективизации, голода начала 30-х годов выдавать за геноцид украинского народа».

Но ведь нет, тут стоит остановиться, тут все интереснее. Про «общую для нас трагедию коллективизации и голода» — это вовсе не дежурная реплика. Это в чем-то даже уступка воображаемым оппонентам «с той стороны».

И глубокомысленный автор ведь прав — если уж рассуждать об общности (а он, напомню, как раз об общности и даже о единстве), то голод начала тридцатых — и правда общая для нас трагедия. Вообще, удивительная получается картина общей истории, в которой роднят народы в первую очередь трагедии. Ну да ладно.

До сих пор мы не знаем точно, сколько тогда погибло людей. Знаем только, что сильнее прочих пострадали украинцы, русские и казахи. И русских погибло много. Едва ли меньше, чем украинцев и казахов. Ну, сравнимые должны получиться числа, хотя в этом контексте разговор о «сравнимости» — уже какое-то кощунство.

Вот только и для Украины, и для Казахстана — и на официальном уровне, и на уровне народной памяти — это скорбь, боль. Правильные, единственно возможные слова сказаны, точные оценки даны. А в России на официальном уровне — это «жертвы, которые пришлось принести ради модернизации, позволившей выстоять в Великую Отечественную войну». Народную же память запинали куда-то под шконку, слишком долго, сознательно и последовательно сдирала пропаганда корку с имперских болячек, чтобы настоящая память растворилась в сладких страданиях по утраченному величию. Как тут не вспомнить про «Мемориал», не воспроизвести удивительный послужной список — «организация включена в реестр НКО-иноагентов, деятельность организации запрещена судом, организация удостоена Нобелевской премии мира».

Вот поэтому и смотрятся странно слова Путина. Здесь же не велено так думать. Какая трагедия? Заметьте, кстати, как вымывается из разговора даже намек на государство и на ответственность государства. И голод, и коллективизация — вроде стихийных бедствий, трагедия сама собой случилась, еще больше сплотив единый народ. Так ведь это надо понимать, Владимир Владимирович?

***

У современного украинского поэта Александра Кабанова, который живет в Киеве и пишет на русском языке, есть такие вот стихи, красивые и страшные. «Памяти жертв Голодомора».

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.