Дата
Автор
Катерина Рукавцова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Мы замерзаем»

Крик о помощи не европейцев, а жителей пятиэтажки в Ростове-на-Дону

Фото: Катерина Рукавцова

Двадцать семей из Кривошлыковского переулка, 4, живут без газа вот уже четвертый месяц и без отопления с 17 октября. Спят в спальных мешках, просят у сограждан обогреватели и получают большие счета за электроэнергию. Происходит это не в Европе, а в центре Ростова-на-Дону.

До этого с 31 августа по середину октября жители дома были также отрезаны от воды и света, и лишь после вмешательства Следственного комитета ситуация сдвинулась с мертвой точки.

В 2020 году дом признали аварийным и подлежащим сносу и вывели из плана по капремонту. При этом экспертиза установила, что дом поддается реконструкции. Но апелляционные и кассационные суды посчитали иначе.

Жители дома уверены, что дело не в особой заботе о них, а в земле, на которой находится здание, — пятиэтажка стоит в одном из самых дорогих районов Ростова, и соседние с ней участки активно застраивает компания СМУ-1, председатель совета директоров которой — депутат Законодательного собрания от «Единой России» Асланбек Джиоев.

Ростовские чиновники, впрочем, отрицают связь между положением дома и развернувшейся рядом с ним стройкой.

За весь период противостояния губернатор ни разу не встретился с жильцами, а их обращение в Генпрокуратуру вернулось обратно в область, как и обращения в приемную президента.

Лишь 12 декабря появилась информация, что Наталья Оськина, депутат гордумы от КПРФ, вступившаяся за жителей, получила новый ответ из администрации президента: «Обращение будет рассмотрено». Правда, для этого потребуется еще 30 дней.

Кривошлыковский, 4. Фото: Катерина Рукавцова

В условиях мирного времени

29 ноября, когда температура в городе стала опускаться ниже нуля, в telegram-канале издания 161.ru появился призыв к неравнодушным горожанам: «Возможно, мы надоели вам с материалами про жильцов дома № 4 в Кривошлыковском переулке. Но, повторим, более 20 семей остаются в отключенной от тепла пятиэтажке <…> Поэтому если у вас есть лишний или просто неиспользуемый обогреватель, поделитесь им с кривошлыковцами».

Город откликнулся: люди привезли 13 обогревателей и две нагревательные лампы. Но главная активистка среди жителей дома Мария Зинькова говорит, что в квартирах все равно холодно — спать приходится в походных мешках, рассчитанных на температуру до -15°C.

Роман Хаишян и Коротковы Ирина и Валерий, которым он привёз обогреватель. Фото: Катерина Рукавцова

Кроме того, из-за работы обогревателей жители дома получают большие счета за электроэнергию.

За однокомнатную квартиру в 30 квадратных метров за ноябрь Татьяне Чигасовой начислили 3069 рублей, в то время как, например, счет за июль составил лишь 616 рублей.

Жители ищут способы экономии:

— Ванную я грею двумя кипятильниками, потом выключаю их, ставлю тепловентилятор — там 12 градусов. На это время в комнате все выключаю, — рассказывает Мария Зинькова.

В таких условиях многие перенесли коронавирус с осложнениями, ОРВИ, предынсультное состояние. Элеонора Сергиенко жалуется на больные ноги: «Воды натаскалась. Раньше тоже болели, но не так, как сейчас».

Воду, как и электричество, жителям Кривошлыковского, 4, дали только в середине октября. До этого с начала осени они были отрезаны от всех коммуникаций. Жители сетуют, что военных действий у них нет, а живут они в очень похожих на это условиях.

— Знаете, я думала, мы же сейчас о патриотизме говорим, о любви к Родине. И вот этот беспредел разве усиливает любовь к Родине? — делится мыслями пенсионерка Элеонора.

Выручали люди из соседних домов — готовили еду, носили горячий чай, давали зарядить телефоны. Сами жители злополучного дома соорудили во дворе костровое место, где готовили пищу.

Воду привозили — одна машина с технической, другая — с питьевой. Однако насколько она питьевая — вопрос.

— Приезжает водитель и говорит: вы ее так не пейте, закипятите. Мы на него смотрим: а где закипятить-то? На сборище 6 октября [встрече жителей дома с представителями администрации] я им принесла бутылочку воды, которую нам привозили. Отказались, пить никто не стал, — говорит Мария Зинькова.

Денег нет

Жители считают, что таким способом их пытаются выселить из дома. 17 октября начался отопительный сезон для ростовчан, а для жителей Кривошлыковского, 4, — нет. Власти объяснили это тем, что в выкупленных в муниципальную собственность квартирах бывшие владельцы демонтировали отопительные приборы.

Сообщение администрации от 11 ноября: «При обследовании квартир <…> выявлено, что бывшие собственники квартир № 1, 19, 30 при переезде демонтировали отопительные приборы внутри помещений, а также нарушили целостность системы теплоснабжения. Выявленные замечания в квартирах № 1 и № 19 устранены. Срок устранения замечаний в 30-й квартире из-за сложности работ — до 16 ноября 2022 года».

Прошел месяц, но вопрос с разрушенными стояками так и не решен.

Фото предоставлено Марией Зиньковой

Причины две: во-первых, вместо трех квартир чинить отопительное оборудование, как оказалось, необходимо минимум в восемнадцати; во-вторых — денег на это власти якобы выделить не могут.

— Как не найти деньги? 360 000 найти на оценку квартир, и при этом не найти на восстановление системы отопления? — задается риторическими вопросами представляющая интересы жителей дома юрист Ирина Якымив.

По мнению вступившейся за жильцов депутата гордумы от КПРФ Натальи Оськиной, деньги можно было бы взять из резервного фонда города.

— Мое мнение: они могут это сделать, но не хотят. Когда мы говорим, что мы и спонсоры готовы дать денег, в ответ следует неадекватная реакция. Вопросов наших юристов власти не видят, — говорит Оськина.

Дом на Кривошлыковском признан администрацией Ростова аварийным, с 28 января 2022 года в нем даже введен режим ЧС. Но согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы от марта 2021 года, возможность его реконструкции существует.

Весь комплекс работ оценивается в 80 миллионов рублей.

Фото: Катерина Рукавцова

В августе 2022 года на рассмотрении дела в четвертом кассационном суде Краснодара судья обратила внимание как раз на тот факт, что оснований для сноса, согласно экспертизам, нет.

— Вопрос был один: где у вас в экспертизе написано, что дом нужно снести? Этот вопрос задавала конкретно судья, — говорит Ирина Якымив.

Но выиграть дело это не помогло. Основным аргументом не в пользу жителей стало то, что больше половины дома на момент суда уже находилось в муниципальной собственности — 33 собственникам, по утверждению администрации, уже выплатили оценочную стоимость квартир.

— Если вдруг кассационный суд, например, принял бы решение, что дом подлежит ремонту… Квартиры уже выкуплены, и оказалось бы, что не надо было их выкупать, надо было дом ремонтировать. Никто не знает, как делать повороты решений по таким делам. То есть забирать у людей деньги и возвращать квартиры? А кто будет оплачивать расходы? — рассуждает юрист о решении суда.

Остальные жители переселяться либо не хотят, либо — не верят, что чиновники их не обманут. 5 сентября на сайте городской администрации было опубликовано сообщение о том, что расселенным жильцам дома выплатили 134 миллиона рублей. Но Ирина Якымив восклицает: «Вы думаете, они предоставили доказательства [выплаты денег]? Нет».

Откуда ноги растут

Жители дома предполагают, что создание им невыносимых условий для жизни, по-видимому, обусловлено земельным вопросом. В марте 2020 года администрация Ростова утвердила документацию по межеванию территории, включающей дом в Кривошлыковском переулке, 4. Межевание запросила строительная компания СМУ № 1. На плане Кривошлыковский, 4, находится как раз у границы стройплощадки. Акционерное общество «Строительно-монтажное управление № 1» существует с 2002 года. Председатель совета директоров группы компаний «СМУ № 1» — депутат Законодательного собрания Ростовской области от «Единой России» Асланбек Джиоев. Учредителем компании до сентября прошлого года был его сын Вадим.

Стройка СМУ-1. Фото: Катерина Рукавцова

Мария Зинькова и Элеонора Сергиенко комментируют:

— Мы задавали вопрос чиновникам: что вы планируете на Кривошлыковском для СМУ-1? Нам говорят, что с компанией депутата происходящее не связано.

«Новая газета» попыталась связаться с Асланбеком Джиоевым, но безуспешно. В «Единой России» корреспондента попросили искать его контакт в Законодательном собрании Ростовской области. В Законодательном собрании — дали контакты двух его помощниц, которые, правда, ничем помочь не смогли — заявили, что вопрос не в их компетенции. На просьбу же связаться с Асланбеком Александровичем и оповестить его о нашем интересе, одна из них заявила, что сможет это сделать, но только после 19 января, так как сейчас она находится на больничном. Мы готовы опубликовать комментарий депутата, если он последует.