Путин подписал закон о запрете суррогатного материнства для иностран_ок и неженатых мужчин

Путин подписал закон о запрете суррогатного материнства для неженатых мужчин, иностран_ок и лиц без гражданства. Им будет запрещено прибегать к услугам россиян_ок, которые готовы вынашивать их детей в качестве суррогатных матерей. Поскольку законодательство опирается на графу «пол» в документах, запрет коснется всех людей с мужским гендерным маркером, в том числе некоторых трансженщин и небинарных людей.
Право воспользоваться услугой суррогатного материнства в России остается только у разнополых пар граждан_ок России, состоящих в браке, и незамужних гражданок России, которые не могут выносить или родить ребенка по медицинским показаниям.
8 декабря Госдума приняла законопроект в третьем чтении, 14 декабря его подписал Совфед.
Закон начали обсуждать в ноябре. Тогда спикер Госдумы Вячеслав Володин заявил, что «суррогатное материнство для иностран_ок должно быть запрещено», и назвал эту практику «торговлей детьми».
По его словам,
Торговля детьми недопустима. За последние несколько лет за рубеж вывезено 45 тысяч младенцев, рожденных суррогатными матерями. Это большой нелегальный бизнес, оборот которого оценивается более чем в два миллиарда евро. Такие малыши зачастую оказываются в тяжелейших ситуациях: становятся жертвами преступлений, в том числе продажи на органы, попадают в однополые пары.
DOXA попросила дать комментарий к заявлению Володина Ольгу Долецкую, PhD студентку в UCL и исследовательницу репродукции и родительства.

Исследовательница репродукции и родительства
Ольга Долецкая
Госдума обсуждает поправки к закону о суррогатном материнстве еще с 2018 года. Сейчас в России им могут воспользоваться как граждане, так и не граждане, люди в гражданском браке, в официальном браке или одинокие женщины. Поправки предполагают запрет к суррогатному материнству неженатым людям и иностранцам.
Это связано со стереотипом о том, что иностранцы мужчины-геи приезжают в Россию и пользуются суррогатным материнством. Также есть мифы о том, что Володин называет «большим нелегальным бизнесом», что детей как-то эксплуатируют, продают. Это не так, это часть нарратива про традиционные ценности, что Запад колонизирует Россию, эксплуатирует, пропагандирует, пользуется нашими женщинами и их матками, чтобы наделать себе детей-геев.
Суррогатным материнством, как правило, пользуются состоятельные люди, потому что суррогатный контракт — это несколько миллионов рублей, которые выплачиваются суррогатной маме после родов. При этом часто ее нужно еще содержать ежемесячно, потому что она не работает во время беременности. Поэтому те, кто хочет «продать детей на органы», этим не занимаются.
Однополые пары в России редко пользуются суррогатным материнством. Состоятельные мужчины-геи скорее хотят уехать из России и сделать суррогатную программу где-то еще, в США, в Израиле, потому что там сразу обеспечивается сертификат об отцовстве, оба родителя-гея будут признаны отцами. В отличие от России, где ты — один отец-одиночка, твой партнер никогда официально не будет родителем, но помимо этого еще и придется доказывать свое родство. Для этого нужно либо вступать в фиктивный брак с суррогатной матерью, либо доказывать через суды. В общем, это не самая простая процедура, и она не подходит мужчинам-геям среднего класса. Поэтому в Россию скорее приезжают гетеросексуальные пары или одинокие женщины, а мужчины, наоборот, уезжают куда-то.
В России суррогатным материнством часто пользуются пары, которые не могут иметь детей другим способом, у них есть право завести детей таким способом, каким они хотят и каким наука им позволяет.
Никакого «нелегального бизнеса» суррогатного материнства нет, потому что все суррогатное материнство, в том числе коммерческое, в России легализовано. Россия — одна из немногих стран в мире, где легально не только альтруистическое суррогатное материнство, но и коммерческое.
Почти нет статистики о суррогатном материнстве. Ученые оценивают, что примерно 22 тысячи детей рождаются в России через суррогатные программы, это доковидная статистика 2018 года.
Россия до войны и коронавируса была точкой репродуктивного туризма. Это такая практика, когда люди из других стран приезжают, чтобы завести детей через вспомогательные репродуктивные технологии, которых нет в их стране или которые очень дорогие.
Контекст
С начала войны Госдума принимает все больше законов, ограничивающих свободы граждан_ок и житель_ниц России.
24 ноября Госдума в третьем чтении принялазаконопроект о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений». Штрафы за «пропаганду» составят до десяти миллионов рублей.
В тот же день Зампредседателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Виталий Милонов разработал законопроект, запрещающий трансгендерный переход «без медицинских показаний».