Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Приговоры за «фейки об армии» по мотиву ненависти, вынесенные в 2022 году

Здесь мы приводим приговоры, вынесенные по п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК (распространение заведомо ложной информации об использовании российских вооруженных сил и деятельности российских госорганов за рубежом по мотивам политической, идеологической, социальной ненависти) в 2022 году.

О санкциях

Соответствующие деяния наказываются штрафом в размере от трех миллионов до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет. В случае тяжких последствий предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Почему мы включаем в мониторинг применение этой нормы

  • Мы выступаем против уголовного преследования за клевету и полагаем, что обвинения в клевете должны становиться поводом для разбирательства в рамках гражданского процесса. Тем не менее, следует отметить, что в национальных законодательствах разных стран этот вопрос разрешается по-разному. Однако не ясно, почему распространение недостоверной информации о деятельности военнослужащих или чиновников требует отдельной нормы, предусматривающей более — и явно непропорционально — строгое наказание. Напомним, в Замечании общего порядка № 34 к ст. 19 (свобода мнений и их выражения) Международного пакта о гражданских и политических правах Комитет ООН по правам человека указывает, что «законом не должны устанавливаться более жесткие меры наказания исключительно в связи с положением личности индивида, чья репутация была якобы подвергнута сомнению».

  • Центр «Сова» не включает в свой мониторинг преследование за клевету и распространение недостоверной информации в целом, поскольку эти вопросы не относятся впрямую к сфере антиэкстремистского регулирования. Однако если подобные обвинения предъявляются с учетом такого отягчающего обстоятельства, как мотив ненависти, они в эту сферу попадают. При этом мы полагаем, что мотив идеологической и политической ненависти в данном случае используется необоснованно: очевидно, что люди, публикующие информацию о военных действиях в Украине, отличающуюся от официальной, чаще всего идеологически и политически не согласны с курсом властей, то есть в большинстве таких случаев речь идет об одной из форм политической критики.

  • Проявление политической или идеологической ненависти само по себе не криминализовано, и мы полагаем, что этот мотив уместно относить к отягчающим обстоятельствам лишь в статьях о преступлениях, представляющих серьезную общественную опасность, а именно — в статьях о применении насилия. Что касается возбуждения ненависти к таким социальным группам, как военнослужащие или чиновники, с нашей точки зрения, они не обладают той степенью уязвимости, которая требует специальной защиты от проявлений ненависти. Напомним, мы вообще выступаем за исключение неясного термина «социальная группа» из антиэкстремистского законодательства.

  • При этом мы не можем отнести к неправомерным те случаи преследования, когда в соответствующих высказываниях содержатся очевидные признаки возбуждения национальной ненависти и призывы к насилию, — впрочем, в таких случаях обвинение часто одновременно предъявляется и по другим статьям УК, скажем, по ст. 280 или 205.2 и такое обвинение мы как необоснованное не расцениваем.

Перечень приговоров 2022 года

  1. 8 июля Мещанский районный суд Москвы приговорил муниципального депутата Красносельского района Алексея Горинова к семи годам колонии общего режима по пунктам «а», «б» и «д» ч. 2 ст. 207.3 УК, то есть также с использованием своего служебного положения и группой лиц по предварительному сговору. Горинова признали виновным в том, что он вместе с мундепом Еленой Котеночкиной, позднее уехавшей из России, на заседании совета депутатов 15 марта называл «спецоперацию» в Украине войной, утверждал, что российская власть хочет захватить территорию Украины и что от действий российской армии в Украине гибнут дети. 19 сентября Мосгорсуд счел, что предварительного сговора у группы не было, и снизил срок наказания на один месяц.
  2. 3 августа Ленинский районный суд Пензы приговорил к пяти годам условно 55-летнюю учительницу английского языка Ирину Ген по статье о «фейках» про российскую армию (п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК). Учительнице также запретили заниматься педагогической деятельностью в течение трех лет. Отвечая на вопрос учеников, почему они не поедут на международные соревнования в Европу, Ген рассказала им о военных действиях в Украине. Речь преподавательницы записали на диктофон, а затем передали в правоохранительные органы. Ген говорила ученикам, что российские военные «захватывают территории других государств», начали в 2014 году боевые действия в ЛНР и ДНР, разбомбили роддом в Мариуполе, планировали свергнуть президента Украины, находясь на территории Украины, сбили самолет Boeing 777, принадлежавший Малайзии.
  3. 10 августа Таганрогский городской суд Ростовской области приговорил по п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК Виталия Мишина, инвалида одной из чеченских кампаний, к пяти годам условно с испытательным сроком в два года и запретом на администрирование интернет-ресурсов на год. Поводом для преследования послужило некий комментарий, который Мишин в марте оставил под сообщением в группе «Ростов-Главный» во «ВКонтакте», где говорилось об автопробеге в поддержку российских военных. В суде против него свидетельствовали соседи, которые заявили, что он критиковал социальную политику властей и «высказывал недовольство» по поводу российского вторжения, утверждая что вооруженные силы РФ «совершают убийства мирного населения Украины» и в целом «осуществляют оккупацию Украины».
  4. 24 августа Центральный районный суд Сочи по п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК назначил штраф в размере трех миллионов рублей врачу-инфекционисту Евгению Золотову. Прокурор обжаловал решение суда, но 27 октября Краснодарский краевой суд подтвердил приговор. Как следует из текста судебного решения, поводом для преследования послужили публикации Золотова в Facebook: он писал о потерях российскими вооруженными силами военной техники и личного состава, критикуя российских военных за некомпетентность и используя в их отношении оскорбительные выражения и одобряя действия ВСУ. Согласно приговору, Золотов руководствовался не только политической, но и национальной враждой — к чеченцам, поскольку утверждал, что для удержания русских на фронте используются чеченские заградотряды.
  5. 18 октября Элистинский городской суд назначил калмыцкому активисту и экс-сотруднику городской мэрии Алтану Очирову три года колонии общего режима по п. «б» и «д» ч. 2 ст. 207.3 УК. Очирова признали виновным в распространении в телеграм-канале «Вольный Улус» видеозаписи о расстреле российскими военными автомобиля с пенсионерами, а также сообщений о потоплении российского десантного корабля, мародерствах и о количестве потерь со стороны России в первые дни боевых действий в Украине. Очиров отрицал, что имел отношение к этим публикациям. Деятельность группы, наличие которой предполагается п. «б», не была расследована. Приговор был обжалован обеими сторонами, и 23 декабря Верховный суд Республики Калмыкия ужесточил наказание до пяти лет лишения свободы с дополнительным запретом занимать государственные и муниципальные должности сроком на три года.
  6. 9 декабря Мещанский районный суд Москвы приговорил политика Илью Яшина к восьми годам и шести месяцам колонии общего режима по п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК. Поводом для преследования стал стрим оппозиционера на YouTube (соответствующий ролик назывался «Путину готовят трибунал, ад встречает Жириновского. Хинштейн строчит доносы»): Яшин в прямом эфире рассказал о событиях в Буче. Он обжаловал приговор. 19 апреля 2023 года Московский городской суд оставил в силе решение по делу Яшина.
  7. 21 декабря Одинцовский городской суд Московской области вынес постановление о применении принудительных мер медицинского характера в отношении Ольги Трифоновой, обвинявшейся по п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК. Поводом для возбуждения дела, по словам Трифоновой, стала публикация о событиях в Буче. Прокурор подал апелляционную жалобу на постановление в Московский областной суд. 23 марта 2023 года Московский областной суд в апелляции отменил решение Одинцовского городского суда и отправил дело на новое рассмотрение.
  8. 22 декабря Вологодский городской суд приговорил кочегара Владимира Румянцева к трем годам колонии общего режима по п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК. Поводом для уголовного преследования стали посты Румянцева в соцсетях о погибших в Украине мирных жителях. Кроме того, его признали в том, что он распространял информацию о вооруженных действиях через радиоточку у себя в квартире. Румянцев не признал вину и обжаловал приговор, однако 13 апреля 2023 года Вологодский областной суд утвердил решение по его делу.
  9. 27 декабря 2-й Западный окружной военный суд вынес преподавательнице Ирине Быстровой из Петрозаводска приговор по п. «д» ч. 2 ст. 207.3 УК в сочетании с ч. 2 ст. 205.2 УК об оправдании или пропаганде терроризма, назначив ей 600 тысяч рублей штрафа. Как сообщал портал «Север.Реалии» со ссылкой на собственные источники, поводом для возбуждения дел стали два поста Быстровой в соцсетях. В одном из них была фотография Владимира Путина, объятого пламенем, с пожеланием гореть в аду. Во втором было написано о несправедливости конфликта с Украиной с призывом прекратить его и обратить оружие «против шайки, засевшей в Кремле». В качестве иллюстрации Быстрова опубликовала снимки и видео из Мариупольской больницы.

Источники