Дата
Автор
Василий Легейдо
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Немецкие дипломаты мало что делали, чтобы защитить своих граждан». Как санитар вермахта под видом колонии основал в Чили секту, которая служила концлагерем для хунты Пиночета, и больше 30 лет растлевал в ней детей


Вернер Шмидтке прибыл в Чили с матерью и девятью другими детьми в 1962-м, когда ему было всего два года. Родители не сомневались в решении перевезти семью из Германии на другой континент вслед за гуру — мужчиной по имени Пауль Шефер, который обещал своим последователям новую лучшую жизнь в Латинской Америке. Отце Шмидтке задержался на родине по поручению духовного лидера: тот предоставил ему ведение дел в Европе, пока сам обустраивал рай на земле за океаном.

Детей разделили с матерью еще на корабле по пути в Чили. То же самое произошло и с другими семьями. По прибытии в коммуну Вернера и его ровесников поселили в Киндерхаусе — отдельном здании, самой примечательной частью которого была отдельная квартира для их наставника Шефера. Зачем тому понадобилось размещаться в одном доме с детьми Шмидтке узнал, когда ему было семь или восемь лет.

«Одного или двух мальчиков каждый день забирали к нему в комнату, — вспоминал Вернер. — Наконец настала моя очередь. Он посадил меня на кровать, начал гладить и задавать вопросы. Он говорил со мной так, как отец говорит с сыном. С тех пор у меня больше не было родителей. Я никогда не забуду свои первые встречи с Шефером. Именно тогда началось и сексуальное насилие. Каждый день мне приходится жить с последствиями того, что он сделал со мной, с нами. Мне было не к кому обратиться. Ребенку нужны взрослые, чтобы пойти к ним, расплакаться и сказать, что терпеть больше невозможно. Но для меня единственным вариантом оставался побег».

Дело колонии Дигнидад затронуло несколько государств и потрясло мир тем, насколько откровенно десятилетиями на территории площадью 137 квадратных километров нарушались все мыслимые нормы поведения — как юридические, так и этические. Основанное Паулем Шефером поселение существовало как государство в государстве — до начала 1990-х ни власти Чили, ни представители немецкого правительства не вмешивались в то, что творилось за колючей проволокой.

Сексуальное насилие над детьми и психологическое над взрослыми лидер секты совмещал с политическим: в обмен на фактическую неприкосновенность в 1970-х и 1980-х ветеран вермахта тесно сотрудничал с военной диктатурой генерала Аугусто Пиночета. Установить точное количество сгинувших в колонии жертв режима не удалось. Один из бывших жителей рассказал о случае, когда он на автобусе вывез 35 пленников в глушь на территории Дигнидад и высадил их на отдаленном участке на обочине дороги, а на обратном пути услышал пулеметную очередь.

Найти тела убитых Шефером и его людьми по поручению Пиночета чилийским следователям не удалось. Некоторые участники секты утверждали, что трупы сжигали, а останки сбрасывали в реку. Другие свидетельствовали о безымянных могилах, раскинувшихся по холмам и долинам. Не вызывает вопросов лишь один факт: почти 20 лет военные свозили в Дигнидад тех, кого считали диссидентами, политическими и идеологическими оппонентами. Почти никого из этих людей больше не видели.

Несмотря на громкие заявления иностранцев, вырвавшихся из плена Шефера, и не утихавшие слухи о сексуальном насилии над детьми, колония продолжала функционировать в режиме почти абсолютной автономии, пока после падения хунты в 1990-м новое правительство не занялось расследованием деятельности немецких переселенцев. Впрочем, даже тогда лидеру секты удалось не только оставаться на свободе, но и находить правовые лазейки, чтобы его диктатура беспрепятственно существовала и дальше. Под видом прогрессивной образовательной программы он запустил школу-интернат для чилийских детей, которые могли обучаться и проходить социальную адаптацию на территории колонии до совершеннолетия.

Переломный момент в отношениях государства и колонии Дигнидад наступил в начале 1996-го, когда один из учеников Шефера, 12-летний Кристобаль Парада чудом передал во внешний мир записку для своей матери. Послание состояло всего из нескольких слов: «Забери меня отсюда. Он меня изнасиловал».

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.