Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Крупнейший взлом российской цензуры: как она охраняет здоровье Путина, помогает Навке, заводит досье на журналистов и разводит ботов

Взлом компьютерной сети «Главного радиочастотного центра» (ГРЧЦ), осуществленный белорусской группы хакеров «Киберпартизаны», привел к крупнейшей утечке документов в истории Роскомнадзора (ГРЧЦ — подразделение службы). Полученные хакерами документы показывают, как российский медиарегулятор превратился из надзорного органа в цензурный и что планирует делать дальше

Утро 17 декабря 2020 года для Наталии Снопковой, специалиста департамента мониторинга СМИ ГРЧЦ, началось с важного сообщения. Она написала коллегам: «В соответствии с ранее установленной договоренностью просим предоставить информацию до 13:00 (мск) 17 декабря о возможности ограничения доступа или применения иного регулирования к источникам „Проект“, „Открытые медиа“».

Переписка сотрудников ГРЧЦ

Уже через два часа начальник одного из отделов ГРЧЦ Алексей Кулаев подсказал возможное решение. Из его письма следовало, что издания якобы распространяют запрещенную информацию, а именно — рассказывают о способах совершения суицида. В случае с «Проектом» такое нарушение закона Кулаев нашел в двух публикациях: путеводителе по «Лефортово» «Тюрьма народов» и заметке «Токсичная атмосфера». Кулаев не привел деталей того, как именно, по его мнению, нарушается закон в этих публикациях. Но можно предположить, к чему конкретно собирались придраться чиновники.

Переписка сотрудников СМИ ГРЧЦ

В материале «Тюрьма народов» упоминается самоубийство генерала МВД Бориса Колесникова, которого в 2014 году обвинили в организации преступного сообщества. Когда его доставили на допрос в Следственный комитет, он выбросился с шестого этажа и погиб. Этот фрагмент можно трактовать как описание способа самоубийства. Но была загвоздка. «Проект» в своей публикации опирался на официальную версию Следственного комитета, которая гласила, что Колесников прыгнул с балкона, и именно ее растиражировали госагентства и другие СМИ.

Неизвестно, чем закончилось это обсуждение: во взломанном архиве переписка прерывается на письме Кулаева. Однако спустя несколько месяцев чиновники вернулись к теме блокировок. В переписке от 26 марта 2021 года сотрудники Роскомнадзора и ГРЧЦ обсудили возможность блокировки уже шести сайтов. Помимо «Проекта» и «Открытых медиа», в списке оказались «Медуза», «Важные истории», The Insider и Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального. И снова обсуждалась возможность ограничения доступа за распространение информации о способах суицида. В случае с «Проектом» в качестве повода назывались те же материалы издания. И лишь у ФБК чиновники не нашли, к чему придраться.

В итоге «Проект» был заблокирован только 28 октября 2021 года, и вовсе не за суицид. Официальное объяснение блокировки — «за распространение материалов организации, признанной в России нежелательной» (этот статус издание получило 15 июля 2021 года). Однако благодаря переписке становится понятно, что блокировка — не наказание за нарушение, а исполнение регулятором спущенного задания по ограничению доступа к неугодному изданию, то есть де-факто акт цензуры.