Дата
Автор
Фарида Курбангалеева
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Война — это национальная идея». Историк Сергей Медведев — о том, почему россияне приняли агрессию против Украины и как вернуть страну к норме


Принято считать, что российская история движется по спирали, воспроизводя свои самые мрачные периоды. В чем причина этой повторяемости и можно ли из нее вырваться? Republic поговорил об этом с историком, писателем и публицистом Сергеем Медведевым. Он также рассказал Фариде Курбангалеевой, почему нынешняя война в Украине не будет иметь таких «позитивных» последствий, как Крымская, откуда взялся фатализм россиян, как связаны чувство собственного достоинства и кладбища и почему Путин не похож ни на Сталина, ни на Гитлера.

— Начну с новости о том, что в 2024 году Россия собралась проводить Всемирный фестиваль молодежи. Страна ведет кровопролитную и дорогую войну, и вдруг такое увеселительное мероприятие. Это попытка воспроизвести советские времена? И согласны ли вы с тем, что нынешнее время похоже на период глухого брежневского застоя?

— Отчасти это, конечно, советский косплей. Они хотели бы максимально воспроизвести советские практики, с которыми у людей, особенно у путинского электората старшего возраста, связаны позитивные воспоминания. Показать, что все business as usual: мы вводим новые квадратные метры жилья, даем салюты, проводим фестивали. Все по расписанию: это не война, а специальная военная операция, профессионалы делают свое дело. Кому-то это напоминает время застоя, кому-то — поздний сталинизм.

В России эта повторяемость очень высока. Мне кажется, речь идет о том, что в российской истории сорвана резьба, и этот винт прокручивается, постоянно попадая на одну и ту же канавку. Именно об этой бесконечной повторяемости писал Чаадаев, о том, что Россия не учится на собственных ошибках, и о том, что она призвана явить миру ужасный пример того, как не надо делать и как нельзя жить.

Сейчас в очередной раз явлен пример того, как не надо и нельзя, но Россия продолжает с упорством прокручивать этот винт. Это не просто цикличность, а гегелевская дурная бесконечность, которая говорит об отсутствии, во-первых, политической сферы и сферы осознанного стратегического действия. А во-вторых, о воспроизводстве матриц власти, которые каждое столетие тиражируют один и тот же способ отношений власти с окружающей природой, населением и соседними государствами.

Сергей Медведев

FB Сергея Медведева

— Многие еще сравнивают нынешнее время с Крымской войной середины XIX века, когда Россию разгромила коалиция более развитых государств. Зато позорное поражение дало толчок к масштабным реформам. А вам этот период текущая ситуация не напоминает?

— Провал — напоминает, да. Можно бесконечно цитировать «Левшу»: «Передайте государю, чтобы ружья кирпичом не чистили». Ружья у нас по-прежнему чистятся кирпичом, расконсервируют древние танки и «Калашниковы» времен маршала Тимошенко. Это напоминает технологический и управленческий провал времен Крымской войны, недостаток железных дорог, невозможность подвоза ресурсов и так далее.

Но Россия на излете николаевской эпохи была менее архаична, как это ни парадоксально. Говоря по-марксистски, производительные силы уже были готовы. Назрела крестьянская реформа, начинали расти города, развивались железные дороги. И Россия в 1860–1870-е годы совершила фантастический рывок в позднюю промышленную революцию. Сейчас я не вижу таких ресурсов, чтобы при следующем реформистском цикле Россия так же быстро модернизировалась.

Она слишком много тащит за собой тяжелого «железа», от которого надо было избавляться в девяностые и нулевые. Большое количество промышленной инфраструктуры, моногорода, огромные территории. Избавляться надо от патерналистского общества, от системы бюджетного распределения ресурсов. Все это втащили в XXI век и сейчас это сильно тянет Россию назад.

Хотелось бы помечтать, что вот будет политическая реформа и начнется новый технологический цикл, вернутся блестящие компьютерщики, появится свой Илон Маск, но я боюсь, что технологический и социальный лаг с Западом становится неисправим, и на наших глазах Россия консервирует себя в качестве архаичной и отстающей периферии.

Здесь еще встает вопрос о том, чем будет Россия по итогам этой войны и этой исторической каденции. Видимо, какие-то части страны имеют будущее. Можно предположить, что через 10, 20, 30 лет у Москвы будет будущее, у Петербурга, у каких-то высокотехнологичных кластеров с большим количеством образованного населения. Видимо, встроится в мировую экономику юг России как успешный аграрный регион.

Но мне сложно представить, как вся эта огромная территория будет встраиваться в мировую экономику. Даже Урал и Поволжье — эта тяжелая промышленная инфраструктура, которая, как я понимаю, в основном неконкурентоспособна, весь этот Уралвагонзавод. Плюс привязка к сырью и ресурсам тоже тянет Россию назад. И как это все взять в XXI век, я не знаю.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.