«За одного человека давали в зависимости от пола и возраста от трех до 30 рублей»

Для историка Евгения Акельева, автора исследования «Русский Мисопогон: Петр I, брадобритие и десять миллионов "московитов"» (вышла в Новом литературном обозрении), знаменитое распоряжение Петра о бритье бород, «больше похожее (цитируем издательскую аннотацию) на анекдот, чем на обдуманную инициативу мудрого преобразователя России», становится поводом поговорить о природе власти и нелегких взаимоотношениях общества и государства в конце XVII — первой трети XVIII века.
В главе «С бороды деньги взяты», отрывок из который мы выбрали для публикации, автор книги рассказывает о «бородовой пошлине», которая взималась с тех, кто не желал брить бороду. Откупиться от государства стоило в данном случае от 30 до 100 рублей… А это много или мало?
Тут стоит заметить, что вопрос исторической покупательной способности денег — один из самых сложных для специалистов, изучающих быт и хозяйственные отношения далекого прошлого. Источники по этой теме обычно отрывочны, часто противоречивы, товарно-денежные отношения далекой эпохи кажутся непривычными и во многом хаотическими, так что для сведения данных воедино требуется чрезвычайно кропотливая исследовательская работа.
Итак: сколько зарабатывали и сколько тратили москвичи начала XVIII столетия? И кто из них мог позволить себе «откупиться от бороды»?
NB «Мисопогон» (греч. «Ненавистник бороды») — сатирическое сочинение римского императора Юлиана Отступника (362 г.).
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic
Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]