Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

В Госдуму внесли законопроект, который заставит госслужащих и компании шарахаться от «иноагентов»

В Госдуму внесли поправки в законодательство об «иностранных агентах», которые водят штрафы за помощь «иноагентам». Эти поправки заставят чиновников, учителей, директоров магазинов и издательств шарахаться от людей, получивших от государства такой статус.

Детали. Внесение этих поправок в четверг анонсировал замглавы Минюста Олег Свириденко. Он объяснил, что документ направлен против «третьих лиц», которые «могут оказывать определенное влияние волей-неволей и помогать иноагентам нарушать закон».

  • В пятницу этот документ обнаружили в базе Госдумы. Один из соавтров поправок, глава Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев объяснил их смысл так: «Для иноагентов существует целый ряд ограничений, к примеру, на преподавание в школах. При этом кто-то, исходя из коррупционных или иных корыстных или личных побуждений, помогает ему [«иноагенту»] устроиться учителем. Этому человеку, в случае принятия нашего законопроекта Минюст сможет вынести предупреждение».
  • Если предупреждение будет проигнорировано, нарушителю будет грозить штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей для физических лиц, от 70 до 100 тысяч рублей для должностных лиц и от 200 до 300 тысяч рублей для юридических лиц.
  • Впрочем, юристы, опрошенные «Агентством», считают, что последствия нового законопроекта выйдут за декларируемые его авторами границы. Глава «Центра защиты прав СМИ» Галина Арапова говорит, что при помощи новых поправок власти «повышают уровень токсичности» «иноагентов»: «Это выглядит как сигнал, чтобы никто не имел дел с «иноагентами», не помогал им, сторонился (вдруг окажется, что своими действиями/бездействиями они поспособствуют чему-то). Это такой забор вокруг иноагентского лепрозория».
  • Арапова полагает, что при имеющихся в законе формулировках он может трактоваться очень широко. Теперь для всех будет самым простым — не иметь с иностранными агентами никаких дел, сказала она «Агентству».
  • Арапова приводит несколько конкретных примеров, как может работать новый закон. Если книжный магазин провел презентацию книги автора из организации-«иноагента», а на нее пришли дети до 18 лет (закон запрещает просветительскую деятельность организаций-«иноагентов»), значит, директор магазина осуществил бездействие и должен быть. Сейчас за это грозит наказание только самому «иноагенту». Наказано может быть и издательство, в которое автор-«иноагент» принес макет книги без отметки «18+». Штрафы также будут грозить организаторам публичного мероприятия, которые получили донаты на него от «иноагентов». Даже сотрудники банка, допустившие перевод средств «иноагентов» на счет организаторов публичного мероприятия, тоже в зоне риска, считает Арапова.
  • Законопроект также вводит запрет на предоставление государственно-имущественной поддержки «иноагентам» (сейчас речь идет об ограничении финансирования). То есть больше «иноагенты» не могут получить от государства никакого имущества, ни помещений, говорит Арапова.
  • Руководитель международной практики правозащитной организации «Агора» Кирилл Коротеев считает, что целью законопроекта может быть «желание заставить всех проверять всех». «Ну вот вы директор школы, вы должны проверить, что учитель, которого вы принимаете на работу, не является иностранным агентом, чтобы по недоразумению не нанять Татьяну Эйдельман. Это такое внедрение массового комплаенса, и для физических лиц тоже. При пожертвованиях в избирательные фонды кандидаты должны будут проверять, не иноагент ли пожертвовал», — заявил Коротеев «Агентству».

Контекст. Список ограничений на деятельность «иноагентов» был введен в декабре 2022 года законом «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием». Согласно статье 11 закона, «иноагентам» запрещено преподавать несовершеннолетним, занимать должности в органах власти, организовывать митинги, участвовать в избирательных кампаниях, использовать упрощенное налогообложение и другое.

  • Осенью 2021 года Владимир Путин, отвечая на вопрос главреда «Новой газеты» Дмитрия Муратова, говорил, что российский закон об «иноагентах» не накладывает никаких ограничений: «Просто эти деньги, которые получаются из-за кордона, из-за бугра, должны быть окрашены, и российское общество должно знать, что человек такую-то позицию формулирует, так-то он относится к внутриполитическим процессам или ещё к каким-то, но он получает деньги из-за границы».