Дата
Автор
Алексей Ключев
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Живут, как на курорте»?

Главы муниципалитетов Воронежской области бьются за бюджетные транши «на беженцев», которым не рады местные жители

Встреча первого поезда с беженцами из Донецкой народной республики (ДНР) на железнодорожном вокзале «Воронеж-1». Фото: Олег Харсеев / Коммерсантъ

Воронежская область, крупнейший приграничный регион России, с начала проведения СВО по март 2023 года принял порядка 43 тысяч вынужденных переселенцев из Донбасса, части Запорожской и Херсонских областей.

Сейчас в 100 пунктах временного размещения (ПВР) региона находится более 6,4 тыс. человек. Эта цифра была озвучена губернатором региона Александром Гусевым в апреле 2023 года в ходе его отчета перед областной думой. Глава региона отметил, что за счет средств областного бюджета единовременную материальную помощь 10 тысяч рублей получили более 73 тыс. беженцев, а более 15 тысяч человек пенсионеры, инвалиды и семьи с детьми обеспечены социальными выплатами.

Сегодня вынужденные переселенцы проживают в большинстве районов Воронежской области, что порой порождает ревность среди глав муниципальных образований, которые начинают меряться друг с другом федеральными траншами.

Вот о чем идет речь. В регионе сегодня насчитывается три городских округа, 31 муниципальный район и 28 городских поселений. А 11 мая 2023 года увидело свет постановление правительства области № 347, в приложении к которому говорится о том, что из резервного фонда правительства РФ с целью возмещения расходов муниципальных образований на размещение беженцев с «присоединенных территорий», выделяется сумма в 165,5 млн рублей.

Она, в свою очередь, дробится на 21 неравную часть, из которой почти 89 млн рублей отдано Воронежу, а остальные деньги поделены между районами и другими городскими округами. Больше всех досталось Рамонскому району более 20 млн рублей, меньше всех Каширскому 197,5 тыс. рублей. Очевидно, что это более-менее пропорционально связано с количеством ПВР, где проживают переселенцы, и их количеством.

Жители региона по-разному относятся к приезжим жителям Донбасса и «новых» территорий РФ. Кто-то нейтрально, кто-то призывает потуже «затянуть пояса» и сообща пережить смутное время. Но большая часть весьма насторожена к новым землякам.

Вот, например, несколько мнений из паблика «НеТипичный Павловск» (Павловскому району перепало на обустройство переселенцев почти 9,5 млн федеральных рублей):

«У нас уже в пгт. Подгоренский шагнуть негде, везде беженцы. Наших детей выселяют с общежитий, а этих туда — где справедливость?»

Сегодня, несмотря на федеральное финансирование проживания переселенцев, в регионе присутствует большая социальная напряженность. Например, отдельные жители самого южного, приграничного Кантемировского района открыто говорят, что переселенцы («официальных» тут осталось меньше 100 человек, не считая тех, кто осел у своей родни) «уже задолбали», «живут, как на курорте», «приходят в столовую и требуют себе отдельных диетических блюд, открыто выражают недовольство, мол, быт у вас плоховато устроен», «удобно устроились тут тебе и льготы всевозможные, и гражданство получают быстро».

Число переселенцев в регионе постоянно меняется: кто-то возвращается домой, кто-то едет дальше по России, кто-то пытается пустить корни здесь, невольно порождая конкуренцию с местными во всех сферах жизни.