Дата
Автор
Надежда Александрова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Овца и волки. Российская бюрократия глазами украинских беженцев


Есть такая шашечная игра — «овца и волки». Мы когда-то целое лето играли в нее всем двором. Шахматную доску чертили просто на альбомном листе — все удобнее и легче таскать его потом в кармане вместо огромной доски. А вместо шашек брали монетки или пуговки, что под руку попадет. Правила в игре простые: одна овечка пытается перебежать на другую часть игрового поля, шагая вперед и назад по черным клеткам. А волки, которые, как известно, всегда ходят стаей, сразу вчетвером пытаются овечку окружить. Двигаться они могут только упрямо вперед, но их больше, потому и хитрых стратегий им хватает. Если у овцы заканчиваются ходы — она проиграла. А добежала до конца — ура, можно праздновать победу!

Иногда мне кажется, что я и сейчас играю в эту игру. Моя «овечка» одна на огромном поле. А вокруг нее волки миграционного учета, нечестных риелторов с их крокодильим процентом, подбирающих варианты жилья в аренду, подлые квартирные хозяйки, не возвращающие залог, хитрые работодатели, пытающиеся под любым предлогом не уплатить заслуженное, ведь знают, что мне с моими документами жаловаться некому. А на черных клетках этой шахматной доски всё чернее ночи: и устрашающая новостная лента, и постоянно долбящее над городом ПВО, и детские простуды, и пустой холодильник, и мой ужасно ноющий зуб. Сколько месяцев я его уже баюкаю, расколотый и раскрошившийся, а все вылечить не могу…

Ну, как ты там, моя овечка? Добежишь ли до другого края поля?

Помню, месяцев пять назад одна женщина мне сказала: «В чем смысл вашего нытья, если вы ничего не хотите делать? Переезжайте в другой город, где дешевле и жилья больше, что жалуетесь?»

Я не нашлась с метким ответом. Мне вообще последнее время трудно дается общение с людьми. Как будто функция обычного бытового общения у меня атрофировалась за ненадобностью. А иммунитета к бытовому хамству я и раньше не имела. Вот и остался только режим «оправдываться» или «сделать вид, что не заметила, что мне не обидно и вообще я — не я». А еще функции высчитывания и планирования, ночной работы и дневной подработки, функция иногда обостряющейся паники. Особенно по ночам, когда над городом начинаются раскаты, от которых трясутся окна. И зуб ноет.

Потому зависло в воздухе это «что жалуетесь?». И многократно повторенное: «А мы вот тоже тут живем, и не жалуемся!»

Да, только ваша жизнь никак не похожа на мою.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.