Прощание с метафорой. После подрыва Новокаховской ГЭС мы не скоро сможем шутить на тему потопа

Метафора как внутренняя пружина любой попытки адекватного описания всего того, что происходит с нами и вокруг нас, — одна из моих излюбленных тем. Это, видимо, потому что я занимаюсь искусством, а что как не искусство служит наиболее универсальным и надежным свидетельством о человечестве вообще и об отдельном человеке в частности.
Совсем еще недавно я любил говорить о том, что искусство, — что бы каждый из нас ни понимал под этим словом, — в принципе не должно и не может оскорблять ничьих чувств. Именно потому, что оно метафорично. Именно потому, что художественный эффект строится в том числе и на мерцании прямых и переносных смыслов.
Я любил часто и увлеченно рассуждать о том, что умение различать прямые и переносные смыслы различных высказываний и жестов есть одна из основных черт цивилизованного человека. И, соответственно, наоборот.
Да, посредством метафор можно было осознать и объяснить очень многое. Но одним из признаков той тотальной лингвистической катастрофы, которую мы переживаем, является и тотальная деметафоризация.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic
Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]