Дата
Автор
Татьяна Рыбакова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Для сокращения расходов в нынешней ситуации нужна невероятная политическая воля». Олег Буклемишев – о дефиците бюджета


Денег нет, но вы держитесь — этот мем, наверное, сейчас популярен у российских чиновников, особенно работающих в экономическом блоке. При расходах на войну, оцениваемых почти в 3 трлн рублей — и это не считая роста расходов на силовые структуры внутри России, — сопровождаемых обрушением доходов от экспорта почти вчетверо, свести бюджет без дефицита трудно. Вернее — невозможно, что подтверждено официально. Но цифра дефицита, запланированная по итогам года — 2,9 трлн рублей, до запятой соответствующая оценке расходов на войну в Украине, уже побита, по итогам года ожидается дефицит в 6–8 трлн рублей, звучат и оценки в 10 трлн. Не мудрено, что правительство лихорадочно ищет новые источники пополнения казны. Насколько успешны эти попытки и так ли уж надо стараться покрыть дефицит — об этом «Деньги» поговорили с директором Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олегом Буклемишевым.

Дефицит бюджета по итогам этого года прогнозируется наблюдателями в 6–8 трлн рублей против запланированного Минфином 2,9 трлн. И мы довольно часто узнаём о том, что правительство пытается найти пути пополнения бюджета. На этом пути уже было изменение расчёта цены экспортируемой нефти и налог на сверхдоходы. Сейчас Минфин рассматривает вариант переноса на несколько лет налоговых льгот на выработанные месторождения. С вашей точки зрения, меры, которые приняты и озвучены, могут уменьшить дефицит до плановых 3 трлн? Или этого недостаточно?

— Если впрямую отвечать на ваш вопрос: никто такой задачи не ставит. По всей видимости, когда бюджет принимался, он принимался — и многие об этом тогда говорили, что принимается он такой, с фантастическими цифрами. Что вряд ли, после неизбежного увеличения расходов на оборонные и правоохранительные расходы, удастся сохранить [те параметры], что были в 2022 году. То есть, уже с самого начала года говорили о нереалистичности заложенных в бюджет цифр, это, мне кажется, было очевидным уже тогда.

И пусть не введут в заблуждение сравнения с прошлым годом. Все-таки доходы прошлого года — это фантастические по нынешним меркам доходы и с точки зрения цен, и, наверное, в каком-то смысле, еще и с точки зрения объемов продаж основных энергоресурсов. Поэтому тут есть какие-то эмоциональные выплески, они, мне кажется, излишне настроены на алармизм. Никакого алармизма нет, никто не ставит задачу вот этот дефицит, который мы сегодня действительно наблюдаем, который уже достигает, по сути, трех с лишним триллионов. Умножаем на 2, получаем под 8 трлн за год.

Действительно, вот этого в конце года, по всей видимости, придется ожидать, если ничего сверхъестественного не произойдет. Но на горизонте одного года казна легко, на мой взгляд, это дело переварит, и как раз решения, которое вы назвали — может быть, за исключением льгот на месторождения, которое так или иначе надо было принимать, — все остальные решения выглядят относительно небольшими с точки зрения размеров той дыры, которую мы наблюдаем. Но главное — дело даже не в том, что это малая величина, а в том, что это временные способы финансирования: то, что называется финансированием дефицита. В то время как надо изыскивать доходы, доходные источники, если вы действительно не собираетесь сокращать расходы. И вот это задача совершенно другого масштаба, она другая с точки зрения политической. Потому что нужно выходить к тем, кто будет повышенные налоги платить, и как-то им все это объяснять.

Надо закладывать другие показатели — в том числе, и в расчеты экономического роста. Потому что повышение налогов никак не скажется позитивно на экономическом развитии.

А вот сейчас позатыкать дыры — это такое временное решение. Будет принят какой-то комплект ходов, которые позволят добиться того, что концы в этом году с концами сойдутся. В этом я никакого сомнения не имею.

То есть вы считаете, что будет произведена чисто математическая пертурбация, которая позволит Минфину сказать: вот, наш прогноз в 3 триллиона сбылся, все в порядке — и ничего при этом менять не будут?

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.