Дата
Автор
Максим Черников
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Казнить нельзя помиловать, или Как относиться к уехавшим из собственной страны… На примере россиян, сирийцев и прочих изгнанников сегодняшнего мира


Сирия, mon amour…

Первое мое столкновение с «сирийским вопросом» произошло в 2019-м, когда я случайно на открытии выставки в Москве познакомился с двумя сирийцами — художником и актером. Художника звали Башар — прямо как сирийского лидера, он показал мне свои работы — большие холсты с пейзажами из его родных мест.

Какая-то особенная техника и не симулированное вдохновение, которое сразу же чуешь — если и есть оправдание для невразумительного феномена под названием «современное искусство», то лишь для Третьего мира: именно там, у таких как Башар, можно что-то найти и почувствовать. Раньше это «что-то» было в Европе, у Модильяни, Кокошки, Шиле. Было — и сплыло. Особенно хорошо сейчас это выходит в арабском мире — увы, сотрясаемом катаклизмами, природными и рукотворными: то землетрясения как недавно в Сирии (и особенно в Турции, ее соседке), то война как опять же в Сирии, плюс Ливия и отчасти Тунис, а также ставший символом Ирак…

Там, где есть жизнь и все ходит ходуном (без этого, к огромному сожалению, никак) — жив и творческий импульс, это, как говорится — к бабке не ходи, всегда взаимосвязано. Как бы нам ни хотелось по-другому.

Башар, выслушав мои комплименты про картины, а также рассуждения о творческом импульсе, улыбнулся и сказал, что продает их — в Европу, разумеется, там они будут украшать стены всех этих выхолощенных галерей современного искусства, затем перекочуют в лофты «ценителей», готовых платить за это тысячи евро. Ему помогают свои, сирийцы, которые туда уже перебрались.

«Скоро и я туда поеду… Здесь, в России, мне не очень нравится… У вас слишком сильное государство, оно очень давит».

Птицы большие и малые: страх своих и фобии объединенной Европы

Башар — «типичный» беженец, у которого осталась семья — отец, мать и сестры-братья в бесчисленном количестве — в Сирии. Они ему еще и помогать оттуда умудрялись. «Когда я там устроюсь — буду их всех потихоньку перетаскивать к себе». Таков план — самый что ни на есть классический. Семейственность в арабском мире — это ключевое понятие. А какие они дружные — особенно на чужбине, в отличие от нас, например. Напрочь это чувство утерявших, бегущих друг от друга за границей как черт от ладана.

Кому не знакомо это чувство? Если кратко, его можно выразить так:

«Лишь бы своих не встретить».

И это, господа, плохо, очень плохо — говорим это не торжествующе, но единственно — сокрушенно. И нет от этого пока никакого лекарства — приходится с грустью констатировать.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.