Дата
Автор
Максим Рычков
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Боролся с Польшей, сидел при нацистах, но абсолютным злом стал для России. Почему Степана Бандеру настоящим украинским героем сделали не почитатели, а враги?


Публикуем архивный текст. 5 июля 1941 года Степан Бандера попал под немецкий арест. Почти весь остаток войны он провёл в нацистском концлагере: разрыв шаблона с точки зрения современной российской пропаганды. Как объяснить этот и многие другие повороты в сложной судьбе лидера украинских националистов середины ХХ века?

Митинг украинских националистов в честь 106-летия со дня рождения Степана Бандеры. Киев, 1 января 2015 года

Фото: Wikipedia / ВО Свобода

Недавний Петербургский экономический форум — со многими другими его стыдными деталями — вышел очередным посмертным бенефисом Степана Бандеры, лидера украинских националистов из середины прошлого века. Об убитом ещё 64 года назад Бандере лично президент РФ Владимир Путин рассказывал с настолько искренним гневом, что возникало впечатление: речь шла о вполне живой и весьма влиятельной персоне. Собравшимся даже зачем-то включили кинохронику убийств евреев в Бабьем Яру, к которым Бандера быть причастным не мог — к осени 1941-го украинец попал под немецкий арест.

Степана Андреевича Владимир Владимирович вообще любит вспоминать при любом подходящем и неподходящем случае. 13 июня 2023 года: «Таких вот ублюдков, как Бандера, [украинцы] подняли на пьедестал». 18 января 2023 года: «На Украине [так в оригинале] Бандера, который сотрудничал с Гитлером и расстреливал мирное население, возведён в ранг национального героя». 25 ноября 2022 года: «Там [в Украине] пришли к власти фактически… бандеровцы по сути своей. А что такое бандеровцы? Неонацисты».

Читатель-прагматик здесь скептически спросит: ну а как ещё Путину продать затяжную и очевидно неудачную войну против Украины, если не через набившие оскомину апелляции к событиям 1941–1945 годов? Склонный к более отвлечённым рассуждениям наблюдатель согласится, что здесь проступает ницшеанская бездна — та самая, что всматривается в разглядывающего её. Такова реальность: в сегодняшнем российском околополитическом дискурсе память о Бандере и его сторонниках занимает ощутимое место. Ощутимое — и очевидно непропорциональное их реальному вкладу в историю.

Навязчивыми филиппиками в адрес Бандеры путинский режим буквально вынуждает украинцев почитать этого политика — хотя бы просто назло врагу, уже второй год пытающемуся уничтожить их страну. Так что «поднятие на пьедестал» — во многом кремлёвское же достижение. Но кого из себя представляли Бандера и его организация на самом деле? Совершали ли эти люди преступления, и если да — то какие? Наконец, какова их реальная степень сотрудничества с нацистской Германией в военные годы?

Неудобный, упрямый и фанатичный

Степан Бандера родился 1 января 1909 года в галицком селе Старый Угринов под Станиславом (современным Ивано-Франковском), в то время принадлежавшем Австро-Венгрии. На ранние годы будущего лидера националистов выпала Первая мировая война. Семья Бандеры и их соседи не заметить её не могли: линия фронта в разные стороны проходила через Старый Угринов четырежды.

Затем настали 1917–1918 годы: крах Российской и Австро-Венгерской империй, за которыми последовала первая попытка украинцев добиться независимости. И в ней активно участвовал отец Бандеры Андрей. Будучи греко-католическим священником, тот заседал в парламенте Западноукраинской народной республики (ЗУНР) и служил капелланом в её Галицкой армии (в 1941 году Андрея Бандеру казнит НКВД по политической статье).

«С ноября 1918 года наша семейная жизнь проходила под знаком строительства украинской государственной жизни и на страже её независимости. Особенно на мои взгляды тогда повлияло величественное празднование и общее воодушевление от воссоединения ЗУНР с Украинской народной республикой в единое государство»

— Степан Бандера

УНР оказалась недолговечной. В 1920 году большинство украинских областей между собой поделили Советская Россия и воссозданная Польша. Последняя и забрала Галицию, что семья Андрея Бандеры подобно многим землякам восприняла как трагедию. На словах Варшава признавала права украинцев как главного национального меньшинства в республике. Но на деле польские власти систематически дискриминировали украинцев и подталкивали их к ассимиляции.

Западные украинские области (жёлтым), входившие в 1920–1939 годах в состав Польши и аннексированные потом СССР по пакту Молотова-Риббентропа

Карта: Wikipedia / Карманный атлас СССР

Степан сызмальства впитал родительский ресентимент по независимой Украине. Ещё подростком он вступил в «Пласт» — полулегальную организацию юных украинских националистов. Там он быстро выбился в лидеры, хоть изначально юного Бандеру принимать отказывались из-за маленького роста (он так и не вымахал выше 162 см) и слабого здоровья (с ранних лет страдал ревматизмом).

По-видимому, он уже тогда не видел для себя иного будущего, кроме как борца за восстановление единой и независимой Украины.

С тем, как Степан воспитывал в себе дух непреклонного максималиста, связан ряд апокрифов. Симпатизирующие политику историки рассказывают, что силу воли он тренировал на себе: загонял под ногти иглы, прищемлял пальцы дверью. Антибандеровские авторы же заявляют о другом: будущий лидер ОУН демонстрировал свою брутальность, якобы удавливая котят перед ровесниками. Верифицировать оба сюжета в XXI веке почти невозможно.

В просоветских публикациях, посвящённых Бандере, мелькает другой связанный нарратив. Дескать, уже во взрослом виде политик представлял собой не просто фашиста, а омерзительного во всех отношениях человека. Жадного до денег, ценителя ресторанов и любителя адюльтеров, притом регулярно избивавшего свою жену. Правда, основываются эти рассказы на откровениях исключительно одного человека — Мирона Матвейко, чьи слова едва ли заслуживают доверия.

В 1950 году этого руководителя службы безопасности ОУН взяли чекисты, после чего тот согласился сотрудничать. То есть истории про низкий моральный облик Бандеры Матвейко выдал уже будучи в руках МГБ на советской территории. В 1958 году перебежчик получил полное помилование от властей СССР.

Больше никто из соратников и оппонентов по ОУН не характеризовал Бандеру как бесчестного человека. Из разных воспоминаний выходит примерно один и тот же образ: аскета без вредных привычек, набожного греко-католика, требовательного к себе и окружающим максималиста. Главным делом всей его жизни выступала политическая борьба, но и о жене Ярославе и трёх детях будущий антигерой кремлёвской пропаганды никогда не забывал.

14-летний Бандера в скаутской форме, 1923 год

Фото: Wikipedia

Даже отнюдь не симпатизировавшие Бандере офицеры нацистских спецслужб характеризовали его как угодно, но только не человеком со слабостями, которым можно манипулировать.

«Бандера — это неудобный, упрямый и фанатичный славянин. Своей идее он предан до последнего. Для нас чрезвычайно опасен. Ненавидит немцев точно так же, как и русских»

— Готтлоб Бергер, начальник главного управления СС

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.