Черный список FATF для России. Отрежут ли страну от мировой финансовой системы
Уже завтра в Париже начнется пленарное заседание FATF. На нем, по настоянию Украины, может быть рассмотрен вопрос о включении России в черный список FATF. Такое развитие событий маловероятно, но оно означало бы отрезание последних ниточек, связывающих Россию с глобальной финансовой системой. Накануне заседания Россия усилила давление на своих международных партнеров, заставляя их выступить против этих санкций.
Эта статья была написана экономическим журналистом и экспертом, постоянным автором нашей англоязычной рассылки о российской экономике Александрой Прокопенко. Подписывайтесь на рассылку, рекомендуйте ее всем вашим англоязычным знакомым, которые глубоко интересуются состоянием дел в России.
Что случилось?
Пленарное заседание Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (The Financial Action Task Force — FATF) в Париже состоится 19–23 июня. На нем, по настоянию Украины, должен быть рассмотрен вопрос о включении России в черный список FATF. В Кремле, судя по утечке в агентство Bloomberg, относятся к угрозе серьезно и усиливают давление на другие страны, угрожая отменить оборонные и энергетические договоренности, если те не помогут помешать финансовой изоляции России.
FATF — международная группа, учрежденная «большой семеркой» в 1989 году. На ее заседаниях обсуждается, насколько законодательство и правоприменение в той или иной стране отвечает рекомендациям по борьбе с отмыванием денег. Россия — член FATF с 2003 года, но из-за войны с Украиной организация приостановила ее членство. Действующая при Совете Европы аналогичная FATF группа MONEYVAL поступила так же.
На заседании в Париже участники обсудят составы черных и серых списков стран. Попавшие в первый (сегодня это Иран, Мьянма и КНДР) фактически отключены от международной банковской системы и могут проводить какие-то финансовые операции только через посредников. FATF считает, что черные страны намеренно не выполняют правила борьбы с отмыванием, доступ проверяющим органам и расследователям к их банковским записям закрыт, а физический доступ к активам невозможен.
В часто обновляемом сером списке — страны, которые в теории согласны с рекомендациями и готовы менять свои законы и практики. Но, пока они этого не сделают, все финансовые операции с клиентами из этих стран подлежат усиленной проверке внутренних отделов банков и финансовых институтов. На практике это означает, что какие-то транзакции вообще не проходят, а какие-то занимают значительно больше времени, чем у других стран. В конечном итоге это ведет к росту транзакционных издержек, отражается на стоимости сделок, инвестиционных возможностях и даже инвестиционном рейтинге.
Впрочем, островные «налоговые раи» вроде Каймановых островов, Барбадоса, Панамы и других государств живут в сером списке годами — доходы от непрозрачности, видимо, покрывают потенциальные выгоды от соблюдения буквы и духа рекомендаций FATF.
ОСТАВАЙТЕСЬ С НАМИ
The Bell заблокировали прием донатов в России. Как можно нас поддержать?
У нас плохие новости — сервис «Юkassa», через который мы собирали донаты в России, без объяснения причин заблокировал нам сбор средств. Для нас это большой удар, ведь наша редакция до сих пор работает во многом благодаря вашей поддержке. Поэтому мы очень просим вас подписаться на ежемесячные донаты The Bell через другие платформы.
Вот несколько вариантов:
- Если у вас есть счет за рубежом, лучше всего подписаться на регулярные платежи через сервисы Stripe или PayPal.
- Поддержать нас можно и в криптовалюте.
- Если же вы можете осуществить платеж только российской картой, сделать это можно через сервис Boosty. Прямо российское законодательство об иноагентах это не запрещает, но оно сформулировано максимально неконкретно.
Без вашей поддержки нас бы уже не было. Спасибо!
Чего требует Москва?
В одном из документов, с которым ознакомилось агентство Bloomberg, «российское государственное агентство» призывает Индию «громко» выступить против любых шагов Украины по включению России в черный список стран высокого риска и уверяет, что даже попадание в меньший серый список приведет к трудностям.
В отношении Индии Россия перечисляет проекты, которые окажутся под угрозой:
- поставки российского вооружения и военной техники в Индию, а также техническое сотрудничество в оборонной сфере;
- сотрудничество «Роснефти» и индийской нефтегазовой компании Nayara Energy;
- совместные авиационные проекты двух стран, представленные в феврале на выставке Aero India 2023;
- энергетическое и технологическое сотрудничество по индийской АЭС «Куданкулам»;
- договор «РЖД Логистики» и Container Corporation of India о перевозке грузов в рамках развития коридора Север—Юг.
Индия — не единственная страна, от которой Россия требовала выступить против антироссийских санкций со стороны FATF.
Москва также недовольна тем, что зарубежные страны теперь игнорируют запросы Росфинмониторинга в рамках расследований по отмыванию доходов. Росфинмониторинг, созданный специально для контроля за соблюдением норм FATF, жалуется, что страны также начали игнорировать информацию от России о «преступлениях или преступниках, совершенных или находящихся на их территории». О каких именно странах идет речь, представитель ведомства не уточнил.
Чего хочет Украина?
Украина не скрывает, что добивается от FATF включения России в черный или серый список. После публикации Bloomberg министр финансов Сергей Марченко обвинил Россию в шантаже и политическом давлении на стран-членов группы. По мнению Украины, Россия нарушает принципы организации, сотрудничая с Ираном и Северной Кореей, находящимися и под санкциями ООН, и в черном списке, и финансируя террористические организации. Включение в черный список рекомендует и группа МакФолла-Ермака.
Частично Украина добилась успеха в феврале, когда FATF приостановила членство России, сославшись на агрессию против Украины и торговлю оружием со странами, находящимися под санкциями ООН, и уже это ухудшило положение российских юрлиц, граждан и резидентов. После этого Казахстан усилил банковский комплаенс, а Bank of Cyprus использовал решение как повод закрыть счета россиян.
Но глобально эта мера, будучи яркой, ничего не меняет — Россия по-прежнему обязана соблюдать и соблюдает все международные требования по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. В частности, доставка санкционных товаров через Иран практически невозможна, жалуются российские импортеры: банки, в том числе и российские, отклоняют операции в пользу иранских компаний.
«Славное» прошлое
Россия уже была в черном списке. В феврале 2000 года FATF разработала список из 25 признаков бюрократической и деловой практики, по которым ту или иную страну можно было причислить к числу не желающих бороться с отмыванием преступных денег. В России обнаружили десять таких признаков, поэтому 22 июня 2000 года ее включили в первый черный список FATF. Вместе с этим списком FATF распространила обращение к государствам-членам «большой восьмерки» с призывом прибегнуть к финансовым санкциям в отношении фигурантов списка. На выход из списка у России ушло два года законодательной деятельности.
Украина также бывала в черном списке: сначала с 2002-го по 2004-й, а затем снова попала туда в 2010 году на год.
Это серьезно?
Шансы на то, что Россию действительно включат в черный список, ничтожно малы. Попадание туда гарантирует остановку существующих экспортных потоков из России, в том числе нефти, зерна, урана, металлов и удобрений, от которых зависят многие страны. Выпадание этих экспортных объемов приведет к росту мировых цен на товары и, соответственно, очередному витку инфляции. Формальных оснований для включения России в черный список тоже нет. Москва продолжает выполнять требования FATF. Сама FATF стремится к нейтральности и старается избегать обвинений в политизации: одно дело — исключить Россию из членов организации за войну, другое — включить в черный список государство, которое формально ему не соответствует.
Включение в серый список тоже маловероятно. Российские финансовые организации по-прежнему соблюдают требования FATF при осуществлении финансовых операций. Законодательство в этой части в России не менялось с начала войны, и российские финансовые власти постепенно открывают обратно отчетность.
Деталь: активно торгующий со всеми тремя странами из черного списка Китай ни в этом, ни в сером списком не присутствует.
Что мне с этого?
Даже если Украине удастся убедить FATF включить Россию в «серый» список, это поменяет не так много — сегодня большинство операций российских клиентов, транзакции которых номинированы в долларах или евро, а значит, проходят через американскую или европейскую банковские системы, и так изучаются банками под микроскопом. Об инвестиционном рейтинге, который пострадал бы от включения в список, никто не вспоминает: глобальные рейтинговые агентства отозвали рейтинги России и прекратили ее оценивать еще в самом начале войны.