Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Власти смогут сажать за старые посты в поддержку ФБК

В Госдуму внесли законопроект, который вводит уголовную ответственность за «оправдание экстремизма». Опрошенные «Агентством» юристы считают, что в нынешнем виде документ позволит властям привлекать к уголовной ответсвенности за написанные много лет назад посты, в которых одобряется деятельность ФБК.

Детали. Законопроект внесли пять депутатов Госдумы — зампреды Анна Кузнецова и Петр Толстой, председатель комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев, первый зампред комитета Эрнест Валеев и глава комитета по обороне Андрей Картаполов. Документ добавляет в уже существующую статью о публичных призывах к экстремистской деятельности ответственность за «публичное оправдание экстремизма или пропаганду экстремизма».

  • Под оправданием депутаты понимают «заявление о признании идеологии и практики экстремизма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании», а под пропагандой — распространение материалов, «направленных на формирование у лица идеологии экстремизма, убежденности в ее привлекательности либо представления о допустимости осуществления экстремистской деятельности».
  • Наказание за оправдание или пропаганду экстремизма будет таким же, как и уже действующее наказание за призывы к нему: до 5 лет лишения свободы.
  • В пояснительной записке говорится о попытке предотвратить проявления радикализма прежде всего среди несовершеннолетних. Там же говорится о «массшутинге» в школах, который «приобретает масштабы, сравнимые с экстремизмом». По версии депутатов, в России есть тенденция на оправдание и пропаганду экстремизма, из-за чего «массшутинг» становится модным. «Это уже целенаправленная деятельность, в том числе с иностранным участием, направленная на разложение нашего общества», — подчеркивают авторы законопроекта, а затем ссылаются на Стратегию нацбезопасности.
  • В реальности, как рассказал «Агентству» юрист «Первого отдела» Евгений Смирнов, эти поправки позволят привлекать к уголовной ответсвенности за посты с одобрением деятельности ФБК, даже если они были написаны давно. Еще один адвокат, пожелавший остаться анонимным, сказал «Агентству», что риски привлечения к ответсвенности людей, писавших посты, одобряющие ФБК, безусловно есть, но практику можно будет увидеть только на деле.
  • По словам Смирнова, сами законы в России не имеют обратной силы, но силовики «придумали конструкцию», которая позволяет привлекать к ответсвенности за слова, опубликованные до вступления закона в силу. Позиция правоохранительных органов по похожим статьям (оправдание терроризма и «фейки об армии») заключается в том, что опубликованный контент — длящееся преступление. О том, что такие посты могут привлекать внимание силовиков, говорит и второй собеседник «Агентства».
  • Смирнов отметил, что закон дает правоприменителям широкие возможности для трактовки понятия «оправдание». «Как часто бывает в подобных делах, «оправдание» будут искать лингвисты, которые могут в совершенно обычных фразах найти оправдание терроризма или экстремизма», — добавил он. С тем, что норма об оправдании терроризма «максимально резиновая», как и будущая норма об оправдании терроризма, согласен и второй собеседник «Агентства».

Контекст. Летом 2021 года российский суд признал структуры Алексея Навального, в том числе ФБК, «экстремистскими организациями». Также «экстремистской организацией» признано движение «Весна», корпорация Meta, «Свидетели Иеговы» и множество других движений и организаций — в списке Минюста 103 организации.