Дата
Автор
Татьяна Рыбакова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«В нынешнем состоянии российская экономика может находиться десятилетия». Сергей Алексашенко - о путинской национализации в ответ на санкции Запада


Последние экономические потрясения снова вызвали разговоры о том, где находится предел устойчивости российской экономики. «Деньги» поговорили с экономистом Сергеем Алексашенко, бывшим замминистра финансов и первым зампредом ЦБ, о том, что вообще означает устойчивость экономики и почему ей не мешают ни потеря эффективности, ни падение рубля, ни снижение благосостояния населения.

Стало общим местом признание того факта, что российская экономика устояла под санкционным давлением. Но в последнее время появились некоторые сомнения в том, что эта устойчивость надолго, о которых бы хотелось поговорить. Но для начала хотела бы у вас спросить: а что, собственно, подразумевается под понятием устойчивости? Разве ослабление рубля, ухудшение внешнеторгового баланса, дефицит бюджета, снижение прибыли российских компаний почти вдвое и падение благосостояния населения, на что указывает рост кредитов и популярность магазинов дискаунтеров, не являются признаками того, что экономика чувствует себя все хуже?

— Вы сами почти ответили на вопрос. Для начала мы должны договориться, что такое «экономика устояла», в чем была цель санкций. В моем понимании, можно говорить, что экономика не устояла — это когда население в массовом порядке начинает понимать, что оно стало жить сильно хуже и лучше уже не станет. Как это было в Советском Союзе где-то в 90-м году. Когда экономические проблемы бьют по каждой семье, и нельзя сказать, что кто-то их не видит. Что бы мы ни говорили про платежный баланс, про курс рубля, про снижение производства фанеры, еще про что-то — это не задевает все население, это не задевает подавляющую часть населения.

Поэтому я готов согласиться с тем, что российская экономика устояла. В принципе, российская экономика очень устойчивая, но при этом она совершенно неэффективная — ее темпы роста очень низкие. Например, с 2013 по 2022 год средний темп роста ВВП — 1% в год. Это очень мало, но, с другой стороны, она же не рухнула на 20%, правда?

Да, это правда.

— Она упала в прошлом году на 2% — ну хорошо, если вычесть фактор оборонных расходов, то где-то на 4%. Но это не катастрофическое падение, большинство населения страны этого не заметило. Поэтому я и говорю, что экономика устойчивая.

Кстати, по поводу оборонных расходов. Министр финансов Антон Силуанов продолжает утверждать, что проблем с исполнением бюджета в этом году не будет. Как по-вашему, это возможно на фоне продолжающейся войны, которая требует всё больше денег? И если возможно, то как?

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.