Дата
Автор
Фарида Курбангалеева
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Я сказал бы, что режим в этом виде простоит лет 15 как минимум». Политолог Александр Морозов о том, почему поражение в войне с Украиной не гарантирует стране демократию


Улицы Москвы в 2023 году

Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что на президентских выборах 2024 года Путин получит 90% голосов. Правда, потом он уточнил, что его «переврали», и добавил, что выборы можно и не проводить, так как поддержка президента РФ со стороны населения безусловно велика. Очевидно, что Кремль вплотную занялся подготовкой к переизбранию «лидера нации». Как и то, что за полтора года войны российское общество пережило определенную трансформацию. Фарида Курбангалеева поговорила с политологом Александром Морозовым о том, как будет вести себя дальше российская власть, каким образом российское общество привыкает к войне и может ли диктатура в стране сохраниться в случае провала «спецоперации».

«Война создает атмосферу экономических мотиваций»

В начале вторжения российское общество пребывало в шоке, потом это состояние сменилось депрессией, а что сейчас?

— На мой взгляд, примерно с середины лета 2022 года начал происходить очень активный процесс адаптации российского общества к войне. И механизмы этой адаптации проходят через сферу экономического поведения. Потому что система предлагает очень широкому кругу разных групп населения достаточно выгодное участие в продолжении войны. О чем идет речь?

В российском строительном секторе работает 6 миллионов человек. И стройсектор активно развивается, поскольку с лета прошлого года идет активное восстановление на оккупированных территориях. На территории страны стройсектор также работает очень активно. Еще 2 миллиона человек в погонах получают сейчас какие-то надбавки.

И поскольку сама война является колоссальным бизнесом, бонусы есть не только у тех, кто непосредственно воюет на фронте.

В России 8 миллионов чиновников. Берем эту цифру, потому что пару лет назад, когда стоял вопрос о том, чтобы отказаться от использования айфонов и перейти на российский аналог мобильного телефона, правительство говорило, что потребуется примерно 8 миллионов аппаратов, чтобы обеспечить тех, кто находится на госслужбе. Если мы к этому прибавим как минимум 3–4 миллиона человек, работающих в крупных госкорпорациях («Газпроме», «Ростехе», «Росатоме» и так далее), то в целом все это не только обеспечивает лояльность, но даже больше, чем лояльность. Война создает атмосферу экономических мотиваций.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.