Дата
Автор
Дмитрий Косинов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Откуда Путин взял концепцию «русского мира»? Объясняет религиовед Андрей Десницкий


В интервью «Отделу культуры» ведущий научный сотрудник Вильнюсского университета Андрей Десницкий рассказывает, где Путин позаимствовал идею «русского мира». Заодно становится понятно, почему после развала СССР людей так волновала судьба русского языка в странах Балтии, но не особенно возмущали притеснения русскоязычных в других бывших советских республиках.

Можно ли авторство идеи «русского мира» приписать путинской власти?

— Мне кажется, что путинская команда придумывать вообще ничего не умеет. Зато неплохо научилась заимствовать и использовать. Само выражение «русский мир» появилось в XIX в. Но до этого была похожая идея, которая по-другому называлась. Это доктрина «Москва — Третий Рим», возникшая еще в XVI в. Самый известный ее идеолог — монах Филофей с его письмами к Василию III.

Идея старца проста: Рим итальянский погряз в ереси. Рим константинопольский захвачен турками. Осталась Москва — единственная столица православного царства. Правда, была в то время еще православная Грузия, но ее Филофей не принял во внимание. Москва к тому времени стала центром, собравшим вокруг себя почти все значимые русские земли (а могла бы им стать Тверь или Литва…). Она нуждалась в идеологии и письмо инока князю было с радостью подхвачено пропагандой.

Интересно, что в своих письмах Василию III Филофей писал о том, что нужно сделать, обладая статусом «Третьего рима». Первая задача светской власти — следить, чтобы в каждой епархии был епископ. В средневековой Европе это было камнем преткновения: кто назначает епископов, папа Римский или император? Филофей рассудил просто: князь-батюшка. Тут он будто предугадывает то, что сделает Петр I: установит полный контроль государства над церковью.

Еще старец сетовал, что верующие неправильно крестятся. При этом не упоминал, как именно будет правильно — и это уже предвестие раскола XVII века с его спором о двое- и троеперстии. Наконец, призывал бороться с содомией. Видимо, ничего более страшного для православного царства нет. Это что-то скрепное: как только ситуация обостряется, в России начинают активно бороться с содомией.

Идеи Филофея стали идеологией или остались красивым лозунгом?

— Об этом историки спорят до сих пор. Иван Грозный называл себя прямым потомком императора Августа Октавиана: «Мы от Августа Кесаря родством ведёмся». Это полная фантастика, зато подчеркивает преемственность с первым Римом. Одновременно он величал себя Царем Израильским. Не в том смысле, что он иудей. А в том, что священная держава, исполняющая волю Господа на Земле — теперь это Московское царство.

Интересна переписка Грозного с Андреем Курбским — первым политэмигрантом, который оставил свой манифест. Курбский бежал в Литву во время Ливонской войны и написал царю письмо, в котором объяснил свои мотивы. В вину царю ставилось то, что он «сильных во Израиле истребил». То есть Курбский разделял с Грозным риторику, что Москва это новый Иерусалим, хотя личность царя оценивал резко отрицательно. При Алексее Михайловиче был построен Ново-Иерусалимский монастырь — попытка скопировать святыни Иерусалима. Петр I подчеркивал связи с Римом даже в названиях властных институтов: Сенат, Синод…

Так что я считаю, что концепция «Москва — Третий Рим» стала идеологией, но официальной, для верхов. В народ она не пошла. Не добралась она не то что до крестьян — даже сердца бояр не особо тронула.

Когда появилось само выражение «русский мир»?

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.