На правозащитника Абубакара Янгулбаева завели уголовное дело по статье о «призывах к терроризму»

17 августа в отношении чеченского правозащитника Абубакара Янгулбаева было возбуждено уголовное дело по статье о «призывах к терроризму», обнаружили «Осторожно, новости». Поводом для преследования стала запись в телеграм-канале Абубакара, где он «выразил надежду», что «9 мая 2022 подорвется тротил так же, как взорвался 9 мая 2004 года», когда при взрыве на стадионе «Динамо» погиб Ахмат Кадыров (сейчас пост удален).
При этом Янгулбаев уже находится в федеральном розыске по делу об «организации экстремистской деятельности». Поводом для того дела, согласно информации провластного телеграм-канала Baza, стало участие Абубакара в прямых эфирах чеченского оппозиционного проекта 1ADAT, который администрирует брат Абубакара Ибрагим Янгулбаев. Как пояснил Абубакар DOXA, на этих эфирах он лишь комментировал дело против матери братьев Заремы Мусаевой. В июле в Грозном ее приговорили к 5,5 годам колонии, а в день оглашения приговора на ее адвоката Александра Немова и на журналистку Елену Милашину было совершено нападение. 7 августа стало известно, что четверых его родственников принудительно отправили на фронт.

Правозащитник
Абубакар Янгулбаев
Возбуждение нового дела — это дополнительное закручивание гаек. Имея одно дело, они возбудили другое, а потом, скорее всего, заочно приговорят к лишению свободы. Так преследуют диссидентов по всей России, только в зависимости от региона происхождения разные квалификации. Против кавказцев и особенно чеченцев традиционно возбуждуют дела именно по экстремистским и террористическим статьям — это позволяют существующие клише, ярлыки.
Что касается моей публикации, я хочу сказать об этом три вещи. Первое — комментарий циничный и адресован исключительно Рамзану Кадырову, который объявил моей семье вендетту.
Второе — я осознаю, что из-за теракта пострадали невиновные люди и, конечно, я против беспорядочных действий. Они должны быть точечными, в рамках закона и направляться против реальных террористов, которые узурпировали власть в Чечне.
Третье — комментарий я не удалял и перед местными не стесняюсь своих слов. Я готов дать следователю по этому делу подробные показания о том, кому точечно желаю «взорваться». Но местные сотрудники для отчета перед Кадыровым могут сделать любое уголовное дело: взять любой из моих комментариев, провести психолого-лингвистическую экспертизу и написать там, что я террорист или экстремист.
Дело Заремы Мусаевой
Зарема Мусаева — жена бывшего федерального судьи Сайди Янгулбаева. Их дети — Ибрагим и Абубакар Янгулбаевы — оппозиционные режиму Рамзана Кадырова активисты. Ибрагим — соруководитель протестного телеграм-канала 1ADAT, а Абубакар — правозащитник, бывший юрист правозащитного проекта "Комитет против пыток".
В 2015 году сыновей Мусаевой Ибрагима и Абубакара и их отца Сайди Янгулбаева пытали в Чечне. В конце декабря 2021 года Абубакар Янгулбаев сообщал о похищении более двадцати своих родственников.
В январе 2022 года Мусаеву насильно вывезли из Нижнего Новгорода, где она скрывалась, в Чечню, якобы на допрос по делу о мошенничестве в статусе свидетельницы.
В розном Мусаевой назначили 15 суток ареста по статье о мелком хулиганстве.
После этого ее обвинили в применении насилия к полицейскому, а также изменили ее процессуальный статус по делу о мошенничестве, сделав ее обвиняемой. 2 февраля суд в Грозном арестовал Мусаеву, с тех пор она находится в СИЗО.
Арест Мусаевой неоднократно продлевался, несмотря на проблемы со здоровьем — у Заремы диагностирован сахарный диабет. В августе Ленинский районный суд Грозного отказался передавать дело Мусаевой в другой регион.
29 апреля 2023 года адвокаты Заремы заявили о фальсификации доказательств в ее деле. По их словам, образец для экспертизы материала из-под ногтей Мусаевой, в котором были якобы найдены следы крови потерпевших силовиков, был получен с нарушением уголовно-процессуального закона. Суд отказал в удовлетворении ходатайства об исключении результатов исследования из дела.
В июле в Грозном его мать Зарему Мусаеву приговорили к 5,5 годам колонии, а в день оглашения приговора на ее адвоката Александра Немова и на журналистку Елену Милашину было совершено нападение. 7 августа стало известно, что четверых родственников семьи Янгулбаевых принудительно отправили на фронт.