Дата
Автор
Дмитрий Губин
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Русская свобода против европейского достоинства. Дмитрий Губин о ресурсе войны


Иван Владимиров. "Буржуазия на трудовой повинности". 1918 г.

Сейчас в том кругу, который я считал своим до отъезда из России, складывается убеждение, даже консенсус, по поводу того, что именно было поворотной точкой в движении от демократии и свободы к несвободе и диктатуре. И, в конечном итоге, к войне. Консенсус таков: поворотный пункт — бесчестные выборы 1996 года, когда в президенты проталкивался больной и непопулярный Ельцин, а куда более популярный Зюганов затирался, а порой и вовсе не допускался на телеэкран. Дальше — уже детали: кто персонально в этом был виновен? И не следует ли вести отсчет удушения свобод не с 1996-го, а с 1993-го, когда Ельцин расстрелял из танков малосимпатичный, честно говоря, парламент?

Я этого консенсуса не разделяю. Для меня свобода вообще не является высшей ценностью. Для меня высшей ценностью является человеческое достоинство — вещь настолько сложно определимая, что ее проще определять через делегирование. Достоинство — это то, что ты признаешь за любым человеком, вне симпатий или антипатий, в той же степени, в какой признаешь за собой. В условном «русском генетическом политическом коде» присутствует, в очень большой степени, желание свободы. Но в нем отсутствует представление о достоинстве. Причем это касается не только русских по паспорту или происхождению, но и практически всех, по кому прошелся каток сначала советской, а потом и российской деспотии. Принцип главенства человеческого достоинства, его неотъемлемости и неотчуждаемости ни при каких обстоятельствах, тот самый принцип, с которого начинается немецкая конституция — «Die Würde des Menschen ist unantastbar» («Человеческое достоинство неприкосновенно») — не является сколько-нибудь существенным для людей на постсоветском пространстве.

Проверить это легко.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.