«Похоже, что получение Нобелевской премии не повышает эффективность работы ученого , а оказывает противоположный эффект»

Продолжается Нобелевская неделя. Каждый год профессора, члены национальных научных академий, нобелевские лауреаты и даже парламентские ассамблеи выдвигают кандидатов на премию, имена и число которых заранее не раскрываются в течение полувека. Исключение — Нобелевская премия мира. Комитет сообщил, что в 2023 году на нее претендует 351 кандидат, из них 259 — частные лица и 92 — организации.
В нынешнем году первыми Нобелевскую премию по физиологии и медицине за разработку технологий, лежащих в основе мРНК-вакцин, получили биохимики Каталин Карико (Венгрия) и Дрю Вайсман (США). Их работа позволила компаниям Pfizer и Moderna создать вакцины против COVID-19.
Каталин Карико и Дрю Вайсман
Ill. Niklas Elmehed © Nobel Prize Outreach
Нобелевская премия по физике присуждена Пьеру Агостини (США), Ференцу Крауцу (Германия) и Анне Л’Юилье (Швеция). Они удостоены награды за экспериментальные методы, генерирующие аттосекундные импульсы света для изучения динамики электронов в веществе. Лауреатами Нобелевской премию по химии этого года стали создатели квантовых точек Мунджи Бавенди, Луис Брюс и Алексей Екимов.
Но стоит ли поздравлять лауреатов и радоваться торжеству научного прогресса? Группа исследователей из Стэнфордского университета в этом не уверена.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic
Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]