Дата
Автор
Настоящее Время
Сохранённая копия
Original Material

Может ли Россия начать ещё одну войну? Объясняет эксперт

Ирина РОМАЛИЙСКАЯ, Настоящее Время

Глава Службы внешней разведки Украины Александр Литвиненко написал колонку для издания "Интерфакс-Украина", в которой утверждает, что война с Россией вошла в критический период, а также обозначает цели и задачи российского президента Владимира Путина. Накануне Совет Федерации утвердил бюджет России на 2024 год. В нём рекордные суммы на военные расходы. Впервые они превысят траты на социальную сферу.

"В 2026 году объёмы военного производства в России должны поддерживать масштабные боевые действия высокой интенсивности, а в 2028 году Россия должна восстановить военные возможности, которые она имела в 2022 году. Именно под это сформировался российский бюджет на 2024–2026 годы. Уже в 2024 году почти 40 процентов расходов бюджета идёт на войну", — написал Александр Литвиненко.

По мнению главы Службы внешней разведки, Путин верит, что завоевать Украину можно только в процессе перераспределения мира, которое может продолжаться 10–15 лет в ходе конфликтов разной интенсивности. Возможно, с применением ядерного оружия. При этом войну против Украины в Кремле воспринимают как важный, но не единственный фронт для России.

И отсюда, по словам Александра Литвиненко, перед Кремлём возникают четыре задачи: обеспечить внутреннюю стабильность; сформировать альтернативную Западу коалицию государств; подготовиться к предстоящей агрессии против других стран; разжигать конфликты на Ближнем Востоке, в Африке и на Балканах. Самого пристального внимания заслуживает третий пункт.

Российские власти не раз заявляли, что воюют не против Украины, а со всем НАТО, который, в свою очередь, считает Россию угрозой номер один. В альянсе предложили создать "военный Шенген" на случай войны с Россией. Представитель альянса Александер Зольфранк объяснил, что это упростит войскам разных стран передвижение внутри блока и поможет "заранее подготовить театр боевых действий" на случай военного конфликта. Возможную угрозу нападения России ещё на одну страну "Настоящему Времени" прокомментировал Юрий Фёдоров, военно-политический эксперт, кандидат исторических наук.

"Настоящее Время": Глава Службы внешней разведки Украины Александр Литвиненко в своей колонке для издания "Интерфакс-Украина" пишет, что один из приоритетов России сейчас — это подготовка к будущей агрессии, и перечисляет ряд государств. Пишет, что уже сейчас в России много говорят о так называемом нарушении прав русскоговорящих. Видите ли вы реальную угрозу вторжения России в эти страны?

Юрий Фёдоров: Такая угроза существовала уже довольно давно, с того момента, когда под командованием Шойгу российская армия обрела примерно тот облик, который она имела к 24 февраля 2022 года. Реальная угроза нападения на страны Балтии и реальные возможности для этого были сформированы еще в 2017–2018 годах. До этого и в Москве, и на Западе были проведены очень серьёзные исследования того, а что же будет в случае вторжения российских войск в страны Балтии. И общий вывод был достаточно пессимистичен: если такое вторжение состоится, то в течение нескольких дней российская армия выйдет на литовско-польскую границу.

"Настоящее Время": А что же в это время будет делать блок НАТО?

Юрий Фёдоров: А вот это был самый важный вопрос. В Москве отвечали на него следующим образом. Те контингенты вооружённых сил стран НАТО, которые находятся в странах Балтии, не способны будут сопротивляться российской военной машине, которая катком пройдёт по этим странам. А когда выйдет на границы с Польшей, вот тогда возникнет реальная проблема для стран НАТО. Если они не согласятся с тем, что государства Балтии вновь будут под российской оккупацией, начнётся большая война, в которой Россия будет вынуждена применить ядерное оружие. И для того чтобы уберечь свои страны от ядерных взрывов, страны-члены НАТО будут вынуждены капитулировать. Примерно такой стратегической логики придерживались в Москве.

"Настоящее Время": А сейчас?

Юрий Фёдоров: Сейчас сложнее для России просто потому, что практически всё, что может воевать, переброшено в Украину и воюет в Украине.

"Настоящее Время": То есть возможностей у России не хватит, чтобы открыть ещё несколько фронтов, воевать с другими государствами?

Юрий Фёдоров: Не хватит. 400 с лишним тысяч солдат и офицеров российских Вооружённых сил находятся в Украине. В основном это военнослужащие сухопутных войск и воздушно-десантных войск. Другие войска воевать в Балтии не могут. Но всё зависит от того, как и когда завершится война России с Украиной и какой Россия из этой войны выйдет. Это принципиальный вопрос. А затем руководитель СВР Украины правильно отметил совершенно фантастические затраты, которые будут в будущем году и до 2026 года. Давайте просто посмотрим на эти цифры: до 2021 года в среднем российские военные расходы составляли примерно три триллиона рублей. В 2023 году — шесть триллионов с лишним, в будущем году запланировано 10,7 триллиона, то есть скачок примерно на 75 процентов. Затем они несколько снижаются, но сохраняются в 2026 году на уровне примерно семи с половиной триллионов. То есть в два раза больше, чем до начала войны с Украиной.

Эти расходы нужны для того, чтобы попытаться завершить войну с Украиной на своих условиях. Я думаю, что из этого ничего не выйдет, но это другой вопрос, а затем восстановить российские Вооружённые силы, довести их до того уровня, на котором они, по мнению составителей бюджета и российских генералов, будут способны воевать со странами НАТО. Но тут же, конечно, вопрос, а как НАТО будет реагировать. Я думаю, что будут реагировать адекватно.

"Настоящее Время": Вы сказали о вероятности вторжения в страны НАТО, в страны Балтии. За скобками осталась Молдова, которую также глава украинского СВР упоминает.

Юрий Фёдоров: Это мне кажется маловероятным просто потому, что до тех пор, пока Украина воюет, пока сохраняется примерно то положение на фронте, какое существует сейчас, у России просто нет физических возможностей вторгнуться в Молдову. Что касается размещённого там российского военного контингента, то он мизерный, это два батальона, причём в основном в нём местные жители служат в качестве добровольцев, там только российские офицеры и очень небольшое количество даже не танков, а бронетранспортёров в основном. Это контингент минимальный, тем более что в Молдове приняты достаточно серьёзные меры по совершенствованию и усилению своих вооружённых сил с помощью Румынии, с помощью других стран -членов НАТО. Перебросить самолётами сколько-нибудь значительное количество российских войск в Молдову, в Приднестровье невозможно.

"Настоящее Время": Казахстан?

Юрий Фёдоров: С Казахстаном тоже сложно. Там приличная армия. Есть, конечно, некие аналогии с тем, что было в Украине, я имею в виду славянское население в северных областях, но нет каких-то условий для того, чтобы казахстанские власти позволили это сделать. Они учатся на ошибках других.