Дата
Автор
The Insider
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Донбасский клинч. Промежуточные итоги войны в Украине


Подготовка украинских солдат на Западе, хотя и дала бесценные тактические навыки, не была адаптирована для особенностей российско-украинской войны. В материале Института современной войны при американской военной академии Вест-Пойнт говорится, что США совершили ту же ошибку, что и в Афганистане и Ираке, пытаясь научить партнеров «воевать, как американцы». В курсах подготовки делался упор на маневры, а использование беспилотников, знакомых многим украинским военным, не учитывалось учебной программой. Немецкие инструкторы советовали украинским танкистам «просто объезжать» минные поля — что по описанным выше причинам оказалось невозможно.

Кроме того, западные эксперты выделяют решение украинского командования доверить сдерживание российского зимнего контрнаступления опытным соединениям, параллельно готовя новые части, которые должны были стать главной силой украинского контрнаступления. У недавно сформированных соединений не было времени, чтобы освоить новую технику и взаимодействие на уровне бригады, что привело к серьезным тактическим ошибкам в начале контрнаступления и неспособности вести скоординированный общевойсковой бой на уровне выше батальона. В результате наступление вместо мощного механизированного удара обернулось тактическими действиями ротных и взводных групп, которые продолжаются до сих пор.

Российское «контр-контрнаступление»: «прут как зомби»

После нескольких месяцев украинского контрнаступления у российского военно-политического руководства было достаточно поводов для оптимизма — что неудивительно, если Путин всерьез озвучивал заоблачные цифры уничтоженной бронетехники противника и верил в соотношение потерь 8:1. На фоне новостей о кратном росте производства вооружений и боеприпасов, стремительном переоснащении армии и наборе сотен тысяч добровольцев в контрактники было бы странно оставаться в глухой обороне, поэтому ВС РФ сами перешли в наступление.

Сначала — на купянском направлении на востоке Харьковской области, которую ВСУ освободили осенью 2022 года. Поначалу россиянам удалось занять сразу три (небольших) села и захватить шведскую CV90 — первый образец западной тяжелой техники, вывезенный в тыл и продемонстрированный министру обороны Сергею Шойгу.

Однако в результате украинских «стабилизационных мероприятий» занятые позиции пришлось оставить, после чего линия фронта здесь существенно не менялась, и российским пропагандистам приходилось выдумывать успехи. Ситуацию не переломила даже спешная переброска в район боевых действий недавно созданной 25-й общевойсковой армии, не успевшей завершить боевое слаживание.

За много месяцев боев россиянам не удалось подойти к Купянску и реке Оскол, несмотря на дефицит личного состава у Украины и проблемы с тактикой ВСУ на этом направлении, которые описывал один из украинских военных, автор Telegram-канала Mannerheims son. Говоря о сильных сторонах ВС РФ, он отмечал хорошо поставленное взаимодействие штурмовых групп, аэроразведку и сбросы с беспилотников. При этом наступление российской пехоты он описывал так:

«Переться два километра пешком по посадке, чтобы потом выпрыгнуть на пулемет и умереть за две секунды — это реально история жизни русского шторм зет. Главное, что его обстреливают кассетами, фугасами, мины летят его убить. Он прет, чтобы всё-таки дойти до траншеи и прыгнуть в нее».

Подобные самоубийственные атаки часто встречаются в описаниях российского «контр-контрнаступления». Военнослужащий Святослав Голиков (вместе с «военкорами» Филатовым и Живовым) критиковал командование за неподготовленные штурмы южнее Бахмута с целью отбить недавно освобожденные ВСУ Андреевку и Клещеевку:

«Уважаемые ответственные товарищи! Уймите уже, наконец, вот эти неуёмные погоны, которые продолжают гробить людей в непродуманных и необеспеченных контратаках! У нас может рухнуть оборона! Потому что некому будет её держать! Люди закончатся!»

Также Голиков отмечал преимущество, которое дают ВСУ поставленные США кассетные боеприпасы для артиллерии. Они позволяют «крайне результативно подавлять наши оборонительные позиции, обеспечивая рывок своих штурмовых групп внутри бронетехники, выкашивать наши атакующие штурмовые группы и подходящие пехотные резервы, воспрещать вынос раненых с поля боя и добивать их».

По словам того же Голикова, положение дел под Бахмутом привело к отставке командующего одноименной группировкой войск Андрея Сычевого. С тех пор россиянам удалось стабилизировать фронт и даже продвинуться южнее и севернее города. Однако в целом тактику российских атак это не изменило.

Пожалуй, главным событием осени этого года стала российская наступательная операция в районе Авдеевки в Донецкой области. Этот город к северу от Донецка находился на линии фронта и подвергался атакам и обстрелам в течение восьми лет войны на Донбассе. За полтора года после начала вторжения российским силам удалось частично охватить Авдеевку с юго-запада и северо-востока. Успехи были достигнуты ценой тяжелых потерь российских мобилизованных во время российского зимнего наступления 2022–2023 годов. После полугода относительного затишья на этом участке фронта российское командование, по-видимому, решило сделать Авдеевку зоной приложения основных усилий.