Original Material
Путин смог превратить уход западных компаний из России в «золотое дно»
Российский бюджет получил 1,25 млрд долларов после ухода западных компаний, пишет The New York Times в своем расследовании. В то же время потери западного бизнеса составили 103 млрд долларов.
Детали. в статье «Как Путин превратил западный бойкот в золотое дно» газета напоминает, что с призывом к западным компаниям покинуть Россию практически сразу после начала войны выступил Владимир Зеленский. На призыв откликнулись сотни компаний. Политики и активисты говорили, что это поможет задушить российскую экономику и подорвать военные усилия Кремля.
- Но у Путина были другие планы. Он превратил выходы крупных западных компаний в неожиданную удачу для лояльной российской элиты и самого государства, пишет The New York Times, публикуя свои расчеты.
- Ранее нераскрытые документы, финансовые отчеты и интервью с десятками участников сделок в России и по всей Европе (многие из которых говорили на условиях анонимности, опасаясь возмездия) свидетельствуют о том, что западным компаниям приходится согласовывать все детали выхода из России. А в некоторых случаях друзья Путина обращались непосредственно к нему с просьбой вмешаться.
- Для большинства компаний, пытающихся покинуть Россию, теперь путь из страны лежит через кабинеты серого правительственного здания недалеко от Красной площади. Через 11 дней после начала войны Путин сформировал там специальную подкомиссию, которая рассматривает заявки на продажу бизнеса. Подкомиссию, в которую входят чиновники Кремля, Центрального банка и ключевых министерств, возглавляет министр финансов Антон Силуанов.
- Процесс переговоров о продаже бизнеса газета описывает так: после того как компания заключила сделку с покупателем, переговоры часто начинаются снова — на этот раз тайно, между покупателем и одним из российских министерств. Продавец практически исключен из переговоров. Часто этот процесс заканчивается снижением цены продажи, а иногда и появлением нового покупателя. Затем сделка передается в подкомиссию. Иногда сделки срываются после нескольких месяцев подготовки.
- Документы, с которыми ознакомилась NYT, показывают, что подкомиссия тщательно изучает даже мельчайшие детали. На одном заседании в прошлом году она даже изучала продажу небольшой квартиры стоимостью в 59 тысяч долларов, принадлежащей финской шинной компании Nokian.
- Летом 2022 года, когда британско-австрийская бумажная компания Mondi нашла покупателя на один из крупнейших заводов России и запросила у правительства разрешение на продажу, сделкой заинтересовался старый знакомый Путина по КГБ Сергей Чемезов. По данным газеты, он написал президенту письмо с просьбой дать возможность купить это предприятие группе инвесторов, среди которых была и компания под его руководством. Чемезов даже предложил способ структурировать сделку так, чтобы обойти западные санкции. В итоге сделка Чемезова так и не состоялась, как, впрочем, и та, которую пыталась согласовать сама Mondi. Подкомиссия согласовала продажу завода московскому застройщику Sezar Group за значительно меньшую цену, чем первоначальная.
- Впрочем, избежать полностью негативных последствий от ухода западных компаний Москве не удалось. Массовый уход бизнеса стал сигналом всему миру о том, что Россия стала бизнес-изгоем, пишет газета. А действия Путина по отношению к уходящему западному бизнесу только укрепили имидж России как опасного места для ведения бизнеса, полагает газета. Даже некоторые высокопоставленные российские чиновники признают, что снижение конкуренции и сокращение иностранных инвестиций нанесет вред обычным россиянам и экономике в долгосрочной перспективе.