Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Многие из нас не ждут от 2024-го ничего хорошего. Нам кажется, это все-таки не лучший способ встретить Новый год

Вот некоторые способы справиться с мрачными мыслями — от читателей «Медузы»

В относительно спокойные времена, до полномасштабной войны и пандемии, мы иронизировали (и даже издевались) над новогодними обращениями Путина с его извечным «это был тяжелый год». Спасибо Путину: сейчас можно с легкостью предсказать, что следующий будет еще хуже. Что делать, если 2024 год еще не начался, а ты уже не ждешь от него ничего хорошего? Читатели «Медузы» — и те, кто живет в России и Украине, и те, кому пришлось уехать — рассказали, как они справляются с этими мрачными мыслями. Кому-то помогают близкие люди рядом и ясные цели в жизни, а кому-то — помощь другим (и даже отказ от чтения новостей — хотя мы, конечно, этого делать не рекомендуем: журналистика спасает жизни).

Маша

Тбилиси

После начала войны мы с мужем переехали в Грузию. Я стала волонтером в организации, которая помогает украинским беженцам. С тех пор пережить весь ужас мне помогает уверенность в том, что я должна сохраниться, чтобы продолжать помогать тем, кому сложнее. А еще меня очень поддерживает наше сообщество, которое сформировалось в волонтерском центре. Когда видишь столько открытых, искренних и добрых людей изо дня в день, веришь, что все когда-нибудь наладится.

Игорь

Москва

В основном держит на плаву семья. Немного — работа. Но основное — это надежда на то, что этот дурдом закончится и те, кто его устроил, сядут. Надолго.

Сергей

До войны — Воронеж, сейчас — Берлин

Когда началась полномасштабная война, мы решили уехать из России — ради будущего дочки. Было сложно, но помогала мантра «Сначала ты идешь так далеко, как можешь, а потом ты идешь так далеко, как должен» и надежда на то, что уж в Германии (конечной цели) будет все стабильно.

К сожалению, стабильности в своей жизни мы до сих пор не достигли, но уверенно к ней идем. С трудностями помогает справляться фокусирование на решении текущих проблем, которые мы решить в состоянии, и понимание, что долгосрочная стратегия, которую мы для себя выбрали, в целом работает, а нерешаемые прямо сейчас проблемы в итоге тоже будут решены. Ну и наконец, стараемся отгородиться от того, на что повлиять не можем.

Маша

Тверь

Выживать эмоционально сильно сложно. Но я нашла ниточку спасения в помощи политзаключенным: я пишу письма, отправляю посылки, хожу на суды, пытаюсь помочь всеми доступными мне способами.

А еще я учу испанский. Вот взяла и решила — овладею, пусть будет. Главное — это позволяет не сойти с ума.

Макс

До войны — Москва

Мне помогает мечтать. Никак себя не ограничивать и мечтать. А потом жить так, чтобы каждое действие ощущалось как шаг к этим мечтам. В моих руках, может, не все, но гораздо больше, чем я привык думать раньше. И преодолевать сложности гораздо проще, когда есть мечты — путеводные звезды.

Ника

Москва

То, что всегда помогает, — мелочи. Долгая прогулка, чашка какао, заметить, какой красивый закат или как ветер наметает смешные сугробики вдоль дороги. Наивно, но во времена, когда ты застрял там, где тебя поставили вне закона, спасает. В темные времена стоит попытаться сохранить в себе свет и по возможности делиться им хотя бы с самыми близкими.

В 2024-м я планирую держаться за любые мелочи. За смешную собаку соседей по подъезду, за мем из твиттера, за полный миллениальской безысходности рилс и за абсолютно зумерский прикол из тиктока.

Буду стараться улыбаться, потому что знаю, что будущее за нами. А еще буду стараться жить так, чтобы потом не было обидно. Не буду откладывать то, что делает меня счастливой. Буду рисковать и проигрывать (а может, и выигрывать — чем черт не шутит!). И буду советовать всем своим друзьям, всем тем, кто разделяет мои жизненные приоритеты, делать то же самое.

Давайте стараться не просто пережить 2024-й, а прожить его так, чтобы он, несмотря на кромешный ад, вызывал у нас улыбку :)

Анна

Россия

За последние год и десять месяцев я стала много спать по выходным и в отпуске. Сон отключает от реальности.

Стараюсь продолжать путешествовать в безвизовые (хотя бы) страны — с целью создать в голове иллюзию нормальной жизни. Читаю отвлеченную литературу в духе Умберто Эко. Почти перестала общаться с друзьями, избегаю компаний, где есть люди, поддерживающие войну.

Купила новые лыжные ботинки, хочу кататься на лыжах как можно чаще — надеюсь, погода не подведет! Это очень поднимает настроение и улучшает самочувствие. Желаю всем хорошей снежной зимы, и не бойтесь вставать на лыжи чаще, бывать в зимнем лесу, на лыжных базах, мерзнуть, уставать. Если есть возможность — попробуйте экстремальные виды спорта.

И помните, что вокруг вас много единомышленников, таких же завернутых в кокон бабочек, как вы, которые тоже думают, что одиноки. Не теряйте надежду, что когда-нибудь мы все расправим крылья и полетим. Нас много.

Юлия

Киев

[Помогает] интенсивная работа — чтобы не было времени думать обо всем этом ужасе. Донаты нашим воинам; тем, кто борется с этой тупой ордой. Нужно делать хоть что-то — я, увы, только донатами могу помочь.

[Еще] чтение книг. Триллеры сейчас кажутся добрыми сказками по сравнению с действительностью. И домашние животные: время на прогулки с собакой — это лучшая инвестиция в хорошее самочувствие.

Лида

До войны — Московская область, сейчас — Штутгарт

После удушающего тумана, из которого я пыталась вырваться весь 2022-й, мне нужны были простые цели и разумные решения. Как в математике: ты делаешь такие шаги и приходишь к такому результату. Ты контролируешь хоть что-то.

Похудеть — а значит, заняться спортом, больше двигаться. Каждый день 11 тысяч шагов, два раза в неделю спортзал. Заговорить на немецком — а значит, каждый день уделять хотя бы 15 минут языку (подсчитала, что на самом деле в неделю набегает 12–13 часов). Обе цели в процессе достижения.

Потом будут новые цели. Делай что можешь. Заботься о себе и о своих близких. Если хватает сил — о ком-то еще, до кого дотянешься. Живи, пока можешь, иди, пока можешь. Так много людей, которые просто хотели жить, за последние два года потеряли эту возможность. Нам нужно помнить о них и просто продолжать жить.

Анна

Петербург, Лейпциг

Думаю, что лично я больше всего страдаю именно от ощущения бессилия, поэтому лично мне помогает волонтерство. Я говорю себе каждый день, что, чем бы все ни закончилось, я выполняю свой долг настолько, насколько могу.

Ну а кроме этого помогает, конечно, поддержка друзей и близких — и цифровая гигиена (отключаться от новостей периодически необходимо).

Отдельно надо сказать про черный юмор. Я считаю, что россияне в этом деле виртуозы и именно на нем и держится в самые жуткие моменты наша кукуха. Наша настоящая скреп (к)а.

Антон

Лондон

Если помнить, что мы всего лишь пыль на огромной каменной глыбе, летящей через пустоту в никуда на бешеной скорости, то весь происходящий ужас перестает так уж впечатлять. Заботьтесь о близких и о себе. Течение времени нас обязательно куда-нибудь вынесет.

Кристина

Краснодарский край

Лично мне больше всего поднимает настроение переписка с друзьями из Украины. Мы познакомились на литературном форуме задолго до войны и продолжаем общение, пожалуй, даже крепче и интенсивнее, чем прежде. Таким образом, они точно знают, что не все россияне поддерживают войну, а я точно знаю, что не все украинцы считают всех россиян гадами (и это несколько сглаживает мое иррациональное чувство вины, которое я испытываю в последние почти два года). Потому что мы — лично мы — прежде всего люди и стараемся остаться людьми несмотря ни на что.

Еще мы можем делиться творчеством, в котором между строк высказываем свои мысли по поводу всего происходящего, и это тоже очень поддерживает — когда ты не просто высказался, но еще и в художественной форме… Всем пожелаю хороших друзей, и пусть будут неважны ни расстояния, ни границы!

Саша

Москва

Вы, наверное, этого не опубликуете, но у меня есть верный способ «как пережить». Просто пореже заходить на «Медузу» — или не заходить вовсе, тогда и переживать ничего не потребуется.

Нет, не потому что «Медуза» плохая, я совсем так не считаю, но настроение ваших новостей, начиная от заголовков и заканчивая самой сутью, пронизано безысходностью, что, естественно, передается и лично мне, и, подозреваю, другим читателям. Так и хочется забиться в угол, обнять колени руками и «переживать», покачиваясь из стороны в сторону, причитая о скорейшем уходе Путина.

А чтоб наверняка добить свою психику, можно еще сверху шлифануть ежедневным просмотром какой-нибудь [Екатерины] Шульман или [Максима] Каца, которые в течение года эмоционально рассказывают, что вот как рухнет сейчас власть путинская, да как заживем мы в прекрасной демократии без авторитаризма, а потом жалуются, что по итогу-то получается (внезапно!), что всему миру плевать на благородные цели по остановке ужасной России, а все просто любят баблишко, и санкции не работают. Ну и как им верить? Может быть, не такая уж и плохая Россия?

Можно еще подхватить волну нытья о запрете ЛГБТК+, о существовании в которой буквы К и символа + я вот от вас и узнал. Полезно, конечно, но на геев мне, к сожалению, все равно. Не могу заставить себя сопереживать, хотя ничего против не имею. Просто все равно.

В общем, так и прожил я свои 2022-й и начало 2023-го. Но стоит выключить VPN на недельку, чтоб соблазна открывать «Медузу» не было, и знаете как хорошо становится? За год у меня хорошенько выросла зарплата (работаю в IT), воевать меня не забрали, в Москве все хорошо и прекрасно, ждем с женой ребенка, задумываемся о покупке второй квартиры, несколько раз за это время хорошо отдохнули за границей.

И даже начальные мысли об эмиграции меня уже не беспокоят. Зачем? Можно ведь просто путешествовать. Денег хватает, границы открыты. Ну да, чуть неудобнее стало. Но это не сравнится с неудобствами эмиграции.

Ну и зачем же, спрашивается, мне читать «Медузу», если, заходя сюда, я получаю одно нытье, безысходность и тревогу? Не то же самое ли это, что и смотреть [Владимира] Соловьева по Первому каналу, только другая крайность?

Как пережить 2024-й? Да прежде всего перестать задавать себе вопросы под углом «как пережить», а принять ситуацию и начать жить.

P. S. Возможно, я и есть тот самый пример атомизации общества и среднестатистический россиянин, который просто отключился от реальности и отстранился от политики. Но так проще. И даже вполне неплохо. И даже психолог не понадобился.

Анна

Харьков

Помогает вера в победу моей страны, победу справедливости и добра над злом. Работа помогала, помогает и будет помогать. И моя семья, которая пока со мной, а не на войне.

Алексей

Раньше — Ростов-на-Дону, сейчас — Баку

Нет идеального места, где небо всегда голубое, доллар стоит 35, а яйца и того меньше. Каждый день что-то происходит. Землетрясения разрушают старые и новые города, а войны ломают планы и огонь внутри. Несправедливость растет гораздо быстрее рождаемости. Только сейчас в этом активно участвуешь и ты.

Осознали? Круто. Теперь важно сфокусироваться на себе. На том, что хорошего можно делать для себя каждый день. Наполняй жизнь ценностью, тогда она проявится для всех вокруг.

Фотография красивого завтрака, прогулка в солнечный день, улыбка и смех любимого человека, фильм или песня, которые вызвали слезы, новая идея, которую в спешке записал ночью. Оглядываться на такое приятно.

А еще здорово поможет:

  • диверсификация доходов и навыков. Не клади все яйца в одну корзину, будет больно терять;
  • создай подушку безопасности на пару месяцев под свой уровень жизни. Так спокойнее в трудной ситуации;
  • начни инвестировать уже сейчас. Крипта, недвижимость — что угодно;
  • каждый год повышай свою квалификацию как специалиста;
  • живите жизнь, это классно.

Евгений

Москва

Стоицизм и в целом философия помогают не сойти с позиции здравого смысла и держать свои эмоции и мышление в порядке. Если хоть и не публично, но говорить так, что каждое слово в речи подобрано верно, не развивается никаких внутренних конфликтов и метаний. Если запретят говорить с другими, то всегда останется возможность очень точно мыслить, а это дает опору. А за надежду на будущее выступает мысль о том, что время на нашей стороне.

Анна

Тбилиси, Москва

Больше всего помогают люди. Никогда столько не общалась, как после начала полномасштабной войны, хотя я скорее интроверт. Помогает помогать другим людям (украинским беженцам, релокантам, местным инициативам). Помогает осознание того, как много единомышленников. Помогает вместе что-то организовать. Помогают разговоры и рефлексия.

Мы переехали из-за режима, но до 24 февраля, и весной 2022-го меня спасло то, что у нас все время жили новоприехавшие: и украинцы, и россияне. Сейчас у меня много новых прекрасных друзей, волонтеров и активистов, но я не теряю связи со старыми друзьями, это тоже сильно поддерживает.

Да, вокруг катастрофа, но мы друг у друга есть.

Эля

Раньше — Киев/Буча, сейчас — Берлин

[Помогает] любовь. Дружба. Не забывать наслаждаться мелочами. Чаще улыбаться, несмотря на обстоятельства.

Маша

С началом войны я начала петь, хотя никогда раньше этого не делала. Меня поддерживает мысль о том, что хотя бы этот голос у меня остается и его не отнимут.

Валерия

Петербург

Лучшее, что каждый из нас может сделать в заданных условиях, — оставаться островом адекватности, человечности и добра для себя, близких и далеких, родных и незнакомых.

Мне всегда помогает мой же совет. Есть очень простой способ принятия решений: каждый день мы делаем выбор — поступать правильно или неправильно, и каждый раз, когда мы имеем в себе силы и способность принять верное решение, нужно принимать его, чего бы это ни стоило, потому что иначе ты потворствуешь злу и умножаешь это зло в мире.

Нет никакого другого выбора между добром и злом, нельзя выбрать третье, выбор всегда лежит в одной плоскости. Ищите и находите в себе силы поддерживать себя и других, делайте добро честно и искренне, и я уверена, что оно вернется.

Добро победит.

Семен

В это темное время меня греет любовь моей жены. Она рядом весь этот год. Поддержала меня в моем увольнении по собственному желанию из ФСИН России, несмотря на карьерные перспективы. Вдохновила на то, чтобы начать новую карьеру в 31 год там, где не нужно поддерживать или делать вид, что поддерживаешь полномасштабное вторжение России в Украину. Мы вместе проходим все сложности и вместе объясняем родителям, которых мы когда-то оставили на попечение телевизора, что Россия — агрессор, а украинцы — это люди.

Я не представляю, что было бы со мной, если бы моя жена не называла войну войной и поддержала оккупацию и убийства. Каждый день я думаю о том, что не хочу жить на своей родине, и для этого работаю еще больше. Спасибо, что ты рядом и всегда готова отправиться со мной туда, где я вижу свет. Люблю.

Анонимно

Опорой служит семья, родные. Дети — лучики счастья, не дают расслабиться и нырнуть в мрачные мысли о будущем. Впереди 2024 год, и с его наступлением будет только страшнее. Пока старшее поколение слушает Шамана и с замиранием сердца внемлет словам президента, у меня все еще есть надежда, что март пройдет по-другому и старый дурак уйдет (в марте в России пройдут очередные президентские выборы, — прим. «Медузы»). Но хоть результат известен, я страшусь того, что будет после. Ведь лгун может все, и страшно за детей и за мужа.

Главный совет всем в новом году — не оставаться одним.