Дата
Автор
Валерий Кизилов
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Русская ловушка» Дмитрия Травина: как экономическая слабость страны сказалась на развитии армии, религии, государственности и интеллектуальной жизни


Особого пути, который можно было бы принять с гордостью или горечью, у России нет. Особые сложности в развитии — есть

Титульный лист «Левиафана» Томаса Гоббса / Wikimedia Commons

Основы гражданских свобод и прав личности приживались в России так тяжело и медленно, что многие авторы издавна говорят о глубинной несовместимости нашей страны с либеральными идеями. Причем одни утверждают это как бы с гордостью за российскую несвободу, а другие с горечью, тоской, раздражением, порой даже с ненавистью или презрением, вплоть до отречений от злополучной родины и проклятий в ее адрес.

Между этими крайностями, которые парадоксально сходятся, есть и другие, более взвешенные позиции. Их суть в том, что Россия когда-нибудь будет свободной, а препятствия к этому — временные. Внутри этой группы тоже есть разногласия. Кто-то полагает, что русские уже сейчас полностью готовы принять свободный и правовой порядок с властью народа. Мешает этому якобы лишь горстка злонамеренных стариков в верхах. А кто-то убежден, что свобода придет нескоро и только после сложной, мучительной культурной трансформации. Которая, в крайнем варианте, может включать вещи, неприемлемые даже для самых мягких и гибких вариантов патриотического сознания.

Что из культурного наследия надо отбросить, а что сохранить — вопрос непростой. Великие реформаторы, миссионеры, крестители, будители, просветители, идеологи и критики самыми разными способами меняли у разных групп преобладающий ответ на вопрос «кто мы». Потребуются ли нашему или будущему поколению русских подобные усилия? Книги Дмитрия Травина, новейшая из которых недавно вышла в издательстве Европейского университета в Петербурге под названием «Русская ловушка», вносят вклад в осмысление этой темы.

Травин — оптимист, совершенно не склонный демонизировать русскую культуру, беда которой, по его мнению, не в «рабстве» или «имперстве», а скорее в периферийности. При этом он последовательный западник и демократ, приверженный миролюбию и очень далекий от идеализации российских порядков. Он происходит из той же среды петербургских экономистов, что Алексей Кудрин, Анатолий Чубайс, Андрей Илларионов, Борис Львин. Не участвуя в административной деятельности гайдаровско-чубайсовской команды, не будучи ее стопроцентным апологетом, Травин не присоединялся и к резкой критике этой команды со стороны последовательных либералов, либертарианцев и экономистов австрийской школы. Книги Травина во многом напоминают поздние, обстоятельные, интеллектуально-исторические произведения Егора Гайдара, где современный российский опыт анализируется с учетом широкого всемирного контекста. Однако Травин идет дальше, чем Гайдар: он совсем не занимается политикой, он все дальше уходит от публицистики — к роли историка и философа-обществоведа, к большей глубине, интеллектуальной независимости и при этом к более прочной связи с лучшими мировыми традициями исследований общества.

«Русская ловушка» — четвертая книга в серии, где Травин подводит итоги пятнадцатилетней работы во главе Центра исследований модернизации Европейского университета. Как объяснял автор на презентации этой книги, серия началась с монографии «Особый путь России: от Достоевского до Кончаловского», где на многочисленных примерах рассматривается «как не надо изучать Россию». В «Особом пути» критически разобран целый ряд радикально антизападных, поверхностно-упрощающих доктрин, выдвинутых русскими идеологами разных поколений. Уделяется место и тем западникам, которые смыкаются со своими злейшими противниками на общей платформе исторического фатализма, огульных обобщений и жестком противопоставлении российского пути западному.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.