Дата
Автор
Дата
Сохранённая копия
Original Material

В Эстонии по делу о шпионаже задержали российского постколониального исследователя Вячеслава Морозова. Он занимался критикой имперского наследия России


Полиция безопасности Эстонии (КаПо) задержала профессора Тартуского университета Вячеслава Морозова по подозрению в разведывательной деятельности, сообщил сегодня портал ERR со ссылкой на прокуратуру.

Морозов с 3 января находится в изоляторе близ Таллинна, а университет в Тарту уже разорвал с ним трудовые отношения (как заявляют в университете, по просьбе самого ученого). Власти страны отказались раскрывать детали дела Морозова, суд уже одобрил его арест.

«Нынешнее дело — дополнение к более чем нескольким десяткам предыдущих и иллюстрирует стремление российских спецслужб проникнуть в различные сферы жизни Эстонии, в том числе и в научную сферу», — заявил глава КаПо Марго Паллосон.

Коллега Морозова, экс-доцент ВШЭ и историк Дмитрий Дубровский сомневается в оправданности подозрений профессору.

«Я с Морозовым работал и много общался до его отъезда в Тарту, он большой исследователь и очень добрый человек. Он всегда критиковал путинский режим и был, скажем так, в интеллектуальной оппозиции — никогда не был политиком, но всегда работал для того, чтобы в России росли более критические и независимые головы, — говорит Дубровский. — Особенно тяжело, что его немедленно вышвырнули из Тартуского университета. Это слегка странно: не дожидаясь ни суда, ни формального предъявления обвинения, сразу уволить человека. Мне кажется, это не очень последовательное действие для демократического правового государства».

В Эстонии Морозов был профессором политологии Института Шютте Тартуского университета. Там, как и в предыдущие годы карьеры, он занимался постколониальными исследованиями и критикой имперского наследия России и СССР. Еще в середине 2010-х Морозов читал в Москве лекции о традиционалистском повороте и культурном изоляционизме России, а в начале карьеры, в 1990-х, работал в питерском отделении «Мемориала» и занимался исследованием репрессий в СССР, вспоминает его коллега Дмитрий Дубровский.

До 2010 года Морозов работал на факультете свободных искусств и наук СПбГУ — это последнее место в России, где можно было учиться по программе Liberal Arts, и один из наиболее либеральных факультетов в российской академической среде.

С началом войны власти начали громить факультет свободных искусств и наук — преподавателей увольняли в том числе из-за антивоенной позиции, руководство факультета сменилось, а направление в итоге закрыли. В 2021 году Генпрокуратура признала «нежелательной организацией» Бард-колледж — именно в сотрудничестве с ним создавался этот факультет.

В Питере Морозов руководил программой международных отношений, политологии и прав человека, а после перехода в университет Тарту занимал должность профессора исследований Европейского союза и России, а позже — профессора международной политической теории. В Эстонии российский ученый исследовал дискурс российско-эстонских отношений и ухудшение отношений России и Запада после аннексии Крыма. На оба направления работы Эстония и Норвегия выделили более 750 тысяч евро. Коллеги называют Морозова одним из ведущих мировых специалистов в сфере международных отношений.

Сейчас, как рассказывает Дубровский, Морозов отказался от адвоката и, возможно, пойдет на досудебное соглашение со следствием. Коллега ученого не исключает, что Морозова могли шантажировать. Он приводит в пример дело майора Генштаба армии Эстонии Дениса Метсаваса, которого в Таллинне приговорили к более чем 15 годам заключения, после того как военный стал жертвой провокации спецслужб в России и начал сотрудничать с ГРУ из-за угроз реальным сроком по статье об изнасиловании.

Жена Морозова живет в Эстонии, но сам ученый регулярно посещал родителей в России, говорит Дубровский. «Могла быть какая-то провокация, какой-то шантаж. Не знаю, могло ли быть что-нибудь такое [как с Метсавасом] с Вячеславом, но, в любом случае, я знаю, что по доброй воле он бы ничего подобного не сделал».