Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

На протест в Уфе вышло не так много людей, как на прошлую акцию. Значит ли это, что он затухает?

На проходящую в пятницу акцию протеста в Уфе собралось меньше людей, чем на акцию в среду в небольшом башкирском городе Баймак. Политологи, опрошенные «Агентством», говорят, что такой протест обречен на затухание, однако акции протеста могут и активизироваться, например в случае неадекватной реакции власти.

Детали. Башкирский протест связан не с общими тенденциями, люди не выступают против войны или Путина: на улицы вышли сторонники конкретного человека, Фаиля Алсынова, сказал в разговоре с «Агентством» политолог Федор Крашенинников. Он отметил, что нет примеров бесконечных региональных протестов, а перекинуться на другие регионы местный протест не способен: «Совершенно непонятно, почему в поддержку Башкирского националиста должны выходить жители других регионов».

  • Крашенинников считает, что протесты по такому поводу не могут быть распространены даже на весть Башкортостан. Уфа — большой город, в котором «другие порядки и правила», поэтому в нем не нашлось так много желающих протестовать, добавил эксперт. «Безусловно, никакого большого продолжения этих протестов нет и быть не может, и никакого расширения тоже не будет. Поэтому я думаю, что об этом протесте надо говорить прошедшем времени», — заключил политолог.
  • Об этом же написал в своем телеграм-канале политолог Александр Кынев накануне. Он отмечал, что у местных протестов нет шансов перерасти этот уровень. По его словам, участники этнических и территориальных протестов быстро мобилизуются, но достигают своего численного и локального потолка. «Никакой локальный протест никогда не станет федеральным без трех вещей: содействия ему от сил федерального уровня и некоего массового национального запроса при некоем уровне готовности к солидарности (а нет ни первого, ни второго, ни третьего)», — отмечал эксперт.
  • Политолог Илья Гращенков считает, что сейчас сложно сказать, заканчивается ли протест. В разговоре с «Агентством» он рассказал, что даже несмотря на то, что в Уфе вышло меньше людей, ситуация еще может измениться. Это произойдет если, например, акция вызовет общественный резонанс. Кроме того, тема протеста может срастись с другими, связанными, например, с ухудшением социально-экономического положения людей или недовольством жен мобилизованных, считает Гращенков. Будет влиять на ситуацию и реакция на протесты главы региона Радия Хабирова, добавил эксперт.
  • О том, что предсказать дальнейшее развитие событий сейчас нельзя, сказал «Агентству» и политолог Аббас Галлямов. «Любая революция имеет волнообразную природу: подъем-спад-новый подъем. Предсказать длину волны невозможно, потому что на события влияет множество факторов, поведение множества игроков», — подчеркнул он. По его словам, иногда перед новой волной проходит несколько дней, а иногда — несколько лет. Эксперт предположил, что следующего подъема можно ждать к заседанию Верховного Суда Башкортостана, который будет рассматривать апелляцию по делу Фаиля Алсынова.
  • Чаще всего подобные региональные акции получают эффекта «снежного кома», и даже в своем регионе о них обычно не слишком известно, сказал «Агентству» политолог Михаил Виноградов. «Многое зависит от реакции власти — иногда жесткость реакции может испугать протестующих, а иногда, наоборот, дать мощный эффект и в других населенных пунктах», — добавил он. При этом, как отметил эксперт, традиционная слабость таких протестов заключается в отсутствии стратегии действий.

Контекст. Число участников акции в Уфе журналисты оценивали в несколько тысяч человек. Протест начался в 10 часов по местному времени (8 часов по Москве), но уже к 13 часам силовики оттеснили участников с площади. Около 10 человек задержали.

  • Акция в Уфе стала продолжением протестов в башкирском городе Баймак, самых массовых с начала войны в Украине. Они были вызваны судом над активистом Фаилем Алсыновым, который в среду получил 4 года колонии.