Дата
Автор
Скрыт
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Дела о пропаганде терроризма в СИЗО и местах лишения свободы. 2024 год

Мы отмечаем заметный рост числа уголовных дел по обвинению в пропаганде или оправдании терроризма (ст. 205.2 УК) против людей, содержащихся под стражей и лишенных свободы.

Почему мы ведем список таких дел?

В местах лишения свободы, и не только в России, некоторые заключенные усваивают и порой начинают пропагандировать идеи, имеющие прямое отношение к террористической деятельности, причем как те, кто был ранее осужден за какие-то идейно мотивированные преступления, так и за общеуголовные.

В то же время правомерность таких обвинений зачастую вызывает сомнения. В тюрьме легче сфабриковать доказательства, хотя не следует исходить из презумпции фабрикации. Главное сомнение — в том, учитывается ли должным образом степень общественной опасности деяния. С одной стороны, агитация за террористическую деятельность, тем более в среде, более среднего расположенной к насилию, безусловно, опасна. С другой стороны, ст. 205.2 УК, как и другие статьи о высказываниях, предполагает как ключевой элемент состава преступления публичность этих высказываний. Но во многих случаях известно, что аудитория инкриминируемой агитации была мала — просто поскольку агитация велась в камере, где содержатся несколько человек. В других случаях из имеющейся информации невозможно сделать вывод о размере аудитории.

Сомнения, связанные с оценкой охвата высказываний, нередко возникают у нас и в других случаях, но именно умножение дел по ст. 205.2 УК за пропаганду терроризма за решеткой побуждает нас суммировать в этом документе такого рода новости.

Здесь же мы отмечаем и аналогичные по сути дела, возбужденные по ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности).

Первую часть списка (за 2019–2022 годы) см. здесь, список за 2023 год — здесь. Сообщения за 2024 год — перед вами.

  • 26 января 2-й Восточный окружной военный суд признал заключенного из Омска Никиту Яковлева виновным по ч. 1 ст. 205.2 УК. По версии следствия, осужденный, являясь сторонником украинского батальона «Азов», признанного террористическим, в беседах с другим заключенным «распространял информацию, направленную на формирование у него идеологии терроризма, убеждённости в её привлекательности, а также представления о допустимости осуществления террористической деятельности». С учетом предыдущего приговора Яковлеву назначили три года и два месяца колонии строгого режима.

Источники