«Происходит формирование новой мировой конфигурации, где будут две сверхдержавы». Политолог Андрей Коробков о том, что ждет мир, если президентом США снова станет Дональд Трамп

Дональд Трамп покидает здание суда в Нью-Йорке
Фото: Jimin Kim / Keystone Press Agency / Global Look Press
Дональд Трамп уверенно выиграл праймериз Республиканской партии в штате Нью-Гэмпшир. От демократов большинство голосов получил действующий президент Байден. Следующие предварительные выборы пройдут в Южной Каролине и Неваде в начале февраля. Праймериз завершатся летом, но уже сегодня есть основания полагать, что 5 ноября 2024 года в Америке повторится ситуация «Трамп против Байдена».
О том, у кого больше шансов на победу и что будет после выборов, в интервью Republic рассказал профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси, доктор экономических наук Андрей Коробков.
«Байден ухитрился испортить отношения как с Россией, так и с Китаем, это создает серьезные стратегические проблемы»
— Сегодня мы нередко можем услышать, что США испытывают кризис в политике — идет поиск новых идей и смыслов. Что происходит?
— Когда Советский Союз развалился, а вместе с этим развалилась и биполярная система, то на Западе вспыхнул большой энтузиазм. Как заявил Френсис Фукуяма, история завершилась, поскольку победили Запад и концепция рыночной демократии. И восприятие было такое, что все страны рано или поздно придут именно к этой модели. Этот период длился порядка 10 лет в 1990-е годы. Затем наступило определенное отрезвление: оказалось, что коллапс Советского Союза был не столько коллапсом коммунизма, сколько коллапсом евроцентричной модели, которая правила миром последние пятьсот лет. С того момента, как, с одной стороны, китайцы в 1433 году самоустранились из мировой морской экспансии, а с другой — европейцы после 1492 года получили контроль над мировой системой, построили ее вокруг Европы, а затем Северной Атлантики. Они господствовали в этой системе, создали колониальные империи, а потом перешли к иной модели контроля, но все равно контролировали всю мировую систему.
С начала XXI века пришло понимание, что все не так просто: система меняется. Но отнюдь не в том направлении, что ожидалось.
Возникают новые центры силы, причем они впервые за последние полтысячелетия возникают не в Европе, а в Азии. Китай бросает вызов США, соответственно, центр мировой власти перемещается из Северной Атлантики в северный Тихий океан.
США надо разворачиваться в сторону Азии и строить абсолютно иную стратегическую систему. То есть пришло понимание того, что западная модель не победила, а сталкивается с новыми вызовами. Европа из центрального элемента мировой системы становится периферийной, чего европейцы, конечно, совсем не хотят. Но это уже практически неизбежно. Готовы европейцы это признавать или нет.
Подпишитесь, чтобы прочитать целиком
Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic
Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]