Дата
Автор
Андрей Синицын
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«В том, что касается вопросов безопасности, ООН уже перестала действовать». Политолог Евгений Рощин о том, как реформировать Совбез


2023 стал годом, в котором только усугубилась проблема 2022 года: мировой порядок окончательно перестал быть порядком в том виде, в котором мы его знали. Раз за разом — в Украине, на Ближнем Востоке — Организация Объединенных Наций оказывалась неспособна исполнить свою главную функцию — обеспечить мир и безопасность. О том, почему это происходит и можно ли снова сделать ООН эффективной, «Мнения» поговорили с политологом, научным сотрудником Принстонского университета Евгением Рощиным.

Почему ООН не останавливает конфликты

— ООН — огромная организация, имеет сложную структуру, и в ней есть вполне эффективные специализированные агентства, к примеру, ЮНИСЕФ, ВОЗ, Всемирный банк и другие. Критика относится, прежде всего, к вопросам безопасности в мире, возможности останавливать какие-либо конфликты и войны.

— Да, это главная задача, ради которой ООН создавалась, но в этом она не преуспела.

— За мир в ООН «отвечает» Совет Безопасности, в котором есть пять постоянных членов с правом вето (США, Великобритания, Франция, Россия и Китай) и десять избираемых на двухлетний срок — без права вето. Вето — главная проблема Совбеза?

— Да. Право вето позволяет странам-победительницам Второй мировой войны, а также Китаю, блокировать любое решение. Если бы они хотя бы воздерживались, решения бы принимались и становились частью международного права.

В 1990-е годы вето было применено всего 9 раз. Это меньше, чем в первые годы 2020-х. В 1990-е и 2000-е были установлены важные санкционные режимы, например, против Ирака, Ирана, Ливии, Руанды, Судана, Сомали, Сьерра-Лионе. Все они были поддержаны Россией. Эффективность Совбеза снижалась по мере ухудшения отношений России с США и с другими западными странами. Начало «заката» было связано с вторжением США в Ирак в 2003 г. Затем была операция НАТО в Ливии 2011-го года. Операция проводилась с отсылкой к резолюции Совбеза, но в интерпретации той резолюции между Россией и странами-участницами возникли серьезные разногласия. После чего последовали Сирия в 2012 г. и Крым в 2014 г., когда члены Совбеза предсказуемо не достигли согласия. 2022-й год высветил фундаментальную проблему Совбеза: что делать в случае, когда нарушителем международных норм становится один из постоянных членов Совбеза.

Постоянные члены Совбеза получили сразу три власти, которые мы привычно разделяем в демократических условиях: законодательную, поскольку решения Совбеза становятся обязательными для всех стран ООН, а по сути, для всех стран мира; судебную, поскольку чаще всего такие решения связаны с ограничением (санкциями) для тех стран, которые участвуют в конфликте и исполнительную власть, потому что эти пять стран вольны по сути делать все, что они хотят. Соответственно, когда одна из этих пяти стран вовлекается в тот или иной конфликт, прямо или через своих сателлитов, то ничего с этим конфликтом на международном уровне, на уровне консенсуса, сделать нельзя.

— Так было всегда?

— Эта проблема появилась вместе с созданием ООН. Но тогда в праве вето был определенный смысл, поскольку мир виделся двуполярным, ни тот, ни другой полюс не были готовы эскалировать конфликт до ядерного. Вместе с тем понятно было, что ни США, ни СССР не будут себя наказывать за какие-то конфликты, допустим, в Южной Америке, или в Африке, или на Ближнем Востоке, или в Азии. Было, наверное, другое понимание того, что можно делать на уровне Совбеза, что нельзя.

Правила игры поменялись с распадом СССР, когда многие страны стали претендовать на большие роли, чем раньше.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.