Полиция назвала фейком «приказ об идентификации всех участников акций памяти Навального». Почему это опровержение мало что меняет?
В среду получила развитие история с «приказом московской полиции об идентификации участников акций памяти Алексея Навального», который накануне опубликовал проект «Идите лесом». В МВД заявили, что такого приказа не существует. Это опровержение, впрочем, мало что меняет по сути. Практика последних лет показывает, что МВД и так следит за участникам оппозиционных акций с помощью «умных» камер.
Детали. В приказе, который опубликовал во вторник «Идите лесом», говорится о необходимости идентифицировать всех, кто приходит к памятникам жертвам политических репрессий в Москве (в последние дни к ним приходят люди, чтобы почтить память Алексея Навального). Документ подписан начальником ГУ МВД Москвы Олегом Барановым.

-
В МВД в среду заявили, что такого документа не существует.
-
Глава «Идите лесом» Григорий Свердлин сказал «Агентству», что не верит «ни одному слову МВД». Он рассказал, что в проекте проверяли достоверность документа с помощью действующих госслужащих и пришли к выводу, что форма приказа соответствует реальной. Однако Свердлин отметил, что полностью гарантировать, что документ настоящий, проект не может.
-
Сотрудничающий с «Первым отделом» адвокат Евгений Смирнов отметил, что опубликованный документ вызывает подозрения. Среди странностей, которые нашли юристы «Первого отдела»: отсутсвие сроков действия приказа, короткий срок действия сертификата электронной подписи и отсутствие грифа гостайны или пометки «для служебного пользования», характерных для таких документов. При этом «Первый отдел» уточняет, что все это не значит, что документ фейковый.
-
Опубликованный «приказ» не требует от силовиков ничего принципиально нового. Практике идентификации участников акций протеста в Москве уже много лет, говорит юрист Саркис Дарбинян: «Изначально камеры вообще на рамки металлодетектора крепились».
-
Тех, кто ходит на акции протеста, правоохранители ставят на негласный учет. После этого за ними «присматривают»: выносят предостережения о недопустимости нарушения закона, контролируют их передвижения и следят за публичными страницами, сказал Смирнов. «Точно сказать нельзя, но, полагаю, что многие тысячи людей находятся на таком учете», – отметил правозащитник.
-
Попадают на такой учет после задержаний на митингах, из-за постов в соцсетях, в случае, если человек публично называет себя сторонником Навального, и после привлечения к административной или уголовной ответственности, рассказал Смирнов. Могут попадать на учет люди и из-за видео с акций, предположил он.
-
К тем, кто состоят на учете, перед акциями приходят полицейские для проведения как минимум профилактических бесед. Как рассказала «Агентству» жительница Москвы, попросившая об анонимности, ее поставили на негласный учет после подписания антивоенной петиции в первые дни войны. Теперь к ней домой приходят с предостережением перед каждой планируемой крупной акцией, а в день одного из митингов ее задержали в метро, причем полицейские не могли объяснить за что.
-
Известны также случаи, когда полицейские разыскивали участников акций протеста по камерам, установленным в местах проведения публичных акций. В 2021 году с этим столкнулся, в частности, Алексей Коростелев, который тогда работал на «Дожде», а сейчас – в «Проекте». Как рассказал Коростелев «Агентству», полицейские, которые пришли к нему домой через несколько дней после акции протеста, которую он освещал как журналист, показывали ему записи со стационарных камер видеонаблюдения, установленных в районе проведения акции.
-
С помощью камер распознавания лиц, подключенной к единой системе, можно отслеживать перемещение конкретных людей в день акции, говорит Дарбинян. Теоретически подключить к этой системе можно и нагрудные камеры полицейских, однако на практике юрист пока не сталкивался с такими кейсами.
-
Как рассказал Смирнов, такую информацию собирают не только в Москве: «во всех регионах такая работа идет».
Контекст. После появления сообщений о смерти Алексея Навального россияне начали выходить на акции памяти – в большинстве случаев речь шла о возложении цветов к мемориалам жертв политических репрессий. В Москве люди несли цветы к памятникам жертвам политических репрессий — Соловецкому камню и Стене скорби. Силовики препятствовали этим акциям: с 16 по 19 февраля, по данным «ОВД-Инфо», по всей стране задержали 397 человек.