Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«На Навальном все не должно закончиться». Политолог Маргарита Завадская о том, что будет с российским режимом, обществом и оппозицией после 16 февраля 2024


настоящий материал произведен и распространен иностранным агентом ⁠железновой м.м. 18+

Смерть лидера российской оппозиции Алексея Навального в колонии «Полярный волк», где он отбывал огромный срок по политически мотивированным приговорам, потрясла не только его ближайших соратников и единомышленников, но всех, кто хотел бы жить в прекрасной России будущего — или хотя бы просто в нормальной. Что говорит о состоянии режима переход к физическому устранению политических оппонентов, что не так с фразой «Кремлю это невыгодно», может ли Юлия Навальная заменить Алексея Навального, в чем его политическое завещание и что вообще теперь делать (а что — нет) — об этом «Мнения» поговорили с исследователем авторитаризма, старшим научным сотрудником Финского института международных отношений политологом Маргаритой Завадской.

— Если оценивать последствия гибели Алексея Навального для России, ее настоящего и будущего, так, как оценивают разрушительность землетрясений, по шкале Рихтера — это сколько баллов?

— Если максимум — это совсем страшные разрушения, то, видимо, это где-то рядом. Даже для тех, кто этого не заметил или даже считает это оправданным — в действительности это удар и по ним.

Убийство Навального — это, безусловно, большое человеческое горе, большая общая трагедия. Не все знали его лично, но у многих было ощущение, что он близкий им человек. Добиться такого в российском политическом ландшафте — это дорогого стоит. Он опроверг многие стереотипы о том, как устроена российская политика и, самое главное, российское общество. Он показал россиянам лучшее, на что они способны.

Поэтому критически важно не дать произошедшему деморализовать общество. Убийство Навального должно вызвать злость и желание действовать. Оно не должно вызывать апатию, смирение или уныние. Самое страшное, что мы сейчас можем сделать — это впасть в состояние политического или гражданского анабиоза и искать виноватых между собой, на Западе — искать там, где их на самом деле нет. Мы знаем, по какому адресу сидят виновные, и сегодня важно собрать максимальное количество свидетельств и информации для будущего суда — надеюсь, он будет.

— Сложно сказать, что может быть более деморализующим, чем сам факт: Навального больше нет.

— Очень опасно поддаться соблазну мысли, что все кончено, что все обречено. Россия — родина многих людей, которые совершили настоящие гражданские подвиги и стали примерами гражданского мужества и доблести, символами борьбы за демократию и гражданские права не только в российской, но и мировой истории. Все эти слова, что Россия не может никогда стать демократией, «культурный код несвободы» — это вредные глупости. Россия ничем не хуже других стран, которые совершили прыжок в демократию в свое время — да, есть некоторые существенные факторы, которые этому препятствуют, но они, безусловно, не укоренены в менталитете.

Навальный недаром сказал в своем импровизированном политическом завещании, что его смерть будет обозначать момент, когда мы необыкновенно сильны. Я думаю, что это не просто красивые слова, чтобы нас подбодрить, а правильный политический расчет. Убивают, когда боятся. Это отчаянная история.

— Это был мой следующий вопрос: что говорит о состоянии режима переход от посадки оппозиции и вытеснения в эмиграцию к физической их ликвидации?

— Политический философ Ханна Арендт писала, что прямое насилие — это признак недостатка власти, инфляции авторитета.

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.